По-видимому, досупружеское консультирование может быть нацелено не на подбор супружеских пар, а на помощь молодым людям в узнавании друг друга, в прояснении тех моментов, которые грозят в дальнейшем подорвать устои брака.
Существуют развернутые классификации супружеских проблем, с которыми чаще всего обращаются молодые супруги за помощью к консультанту. В частности Кратохвил [17] определяет 4 группы супружеских проблем:
1. Личностные качества супругов
· нормальные (темперамент);
· патологические (психопатия).
2. Проблемы супружеского союза;
· неоправдавшиеся ожидания
· модели брака, взятые из родительской семьи;
· несовпадающие типы (например, оба «родительского типа»);
3. Внутренние проблемы супружеской пары
· домашнее хозяйство;
· свободное время;
· воспитание детей;
· половая жизнь
4. Влияние внешних факторов
· влияние родителей и близких родственников;
· влияние друзей, знакомых и соседей;
· внебрачные контакты и связи;
· другие внешние факторы (работа, учеба и т.д.)
Ю.Е. Алешина [2] также приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию.
1. Взаимное недовольство, различного рода конфликты, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей.
2. Конфликты, проблемы недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.
3. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения.
4. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.
5. проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.
6. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.
Основная масса проблем молодых семей связанна прежде всего с тем, что молодые супруги не умеют правильно общаться друг с другом. Отсюда вытекают различного рода конфликты и недовольства. В общении люди узнают и начинают понимать друг друга, обмениваются информацией, выражают любовь и не любовь. И хотя всю свою жизнь, как отмечает психолог-консультант Ю.Е. Алешина[1] каждый человек практически только и занимается тем, что общается, овладеть искусством общения в совершенстве совсем не просто. А между тем, как уже отмечалось, проблемы и трудности в общении с близкими людьми могут привести к серьёзным осложнениям во взаимоотношениях. Поэтому очень важно избегать по крайне мере наиболее распространенных и часто встречающихся ошибок.
Конечно же, не следует пренебрегать, пишет Алешина, соблюдением простых правил общения–внимательно слушать и не перебивать другого, стараться не повышать голос, не использовать слов и выражений, которые могут быть не правильно поняты собеседником или же чем то обидеть и задеть его. Существуют и более сложные правила, соблюдение которых может во многом способствовать решению даже самых сложных проблем. Прежде всего, никогда не надо осуждать то, что другому нравиться, ведь вкусы у людей могут быть самыми разными, а «правильного» или «неправильного» отношения ко многим вещам практически не существует. При этом необходимо помнить, что, чем больше говорят друг с другом о том, что им нравиться, тем более они становятся близки и полны взаимного доверия.
К частым и достаточно обидным ошибкам, отмечает К. Витек[4], относятся ситуации, когда в споре и при выяснении отношений один из супругов использует аргументы типа: «Ты всегда так поступаешь…» или «Ты никогда не приходишь вовремя…» и т.д. В такого рода высказываниях допущены как минимум две серьёзные ошибки. Во-первых, использование слов «всегда» и «никогда» приводит лишь к сложностям и проблемам, поскольку с одной стороны, ничто в жизни не происходит «всегда» или «никогда», а с другой стороны, эти слова, будучи сильно эмоционально заряженными, придают даже самым, по словам Алешиной, «пустяковым» высказываниям серьёзное звучание и могут больно и не заслуженно задеть собеседника. Именно поэтому при некоторых формах супружеской и семейной психотерапии употребление этих слов в разговорах между супругами сразу же запрещается.
Но есть и ещё один недостаток у вышеприведенных высказываний. Они носят безапелляционный и однозначный характер, хотя по существу являются всего лишь выражением субъективного мнения или впечатления того, кто их произносит. Трудно представить себе пару в которой один из супругов был бы облечен правом судить и осуждать другого. И поэтому гораздо лучше было бы выразить то же самое в высказываниях типа: «мне кажется, что ты довольно часто так поступаешь…» или «По моему, в последнее время ты стал приходить позже, чем обещаешь…». Правильнее звучит и легче воспринимается то, что человек произносит от собственного имени, начиная свои суждения со слов «я думаю…», «я чувствую…», «мне кажется…» и т.д., а не изрекая некие «истины». В такой форме даже самые обидные слова не так унизительны и воспринимаются не так болезненно.
Многие сложности в общении молодых супругов, отмечает Обозова А.Н. [29], вызываются тем, что, когда, где и каким тоном следует говорить друг другу. Конечно же, точно уловить настроение и переживания партнера бывает очень трудно, но вряд ли кому-нибудь будет приятно, если супруг в присутствии посторонних людей обрывает другого или говорит что-нибудь неприятное. Часто люди не задумываются о том, что, для того чтобы то, что говорится, соответствовала тому, как и когда это говорится. Ведь услышать даже самые нежные слова, но сказанные мимоходом и вскользь бывает неприятно и больно. Аналогично этому, для любого серьёзного разговора или решения также должно быть выбрано место и время, так, чтобы оба супруга могли не торопясь, спокойно выслушать друг друга и все обсудить. Тогда ни у одного из них не возникнет впечатление, что его мнение не важно или неинтересно партнеру. Конечно же на первый взгляд подобные рекомендации–мелочи, но как часто бывает, именно они определяют настроение и отношение людей друг к другу. Немало трудностей может возникнуть у молодых супругов в связи с тем, что люди неправильно ведут себя в ситуациях, когда у другого плохое настроение или он (она) чем-то длительное время недоволен (на).
Ю.Е. Алешина отмечает, что взаимоотношения супругов можно представить как своеобразные качели настроения, на которых они постоянно балансируют, ошибочно предполагая, что если у партнера плохое настроение, то другой должен обязательно приложить максимум усилий для того, чтобы поднять его. При этом оба супруга разделяют не имеющее под собой никакого основания, но широко распространенное заблуждение, что настроение человека находится в прямой зависимости от внешних факторов, в частности от влияния другого. Существует огромная разница между заботой любящего человека о настроении мужа (жены) и убеждениями типа: «Я виноват, если мне не удается поднять настроение партнера, я сам должен во что бы то ни стало иметь хорошее настроение, для того чтобы её (его) настроение тоже стало хорошим». Основная причина, по которой эта стратегия чаще всего обречена на провал, состоит в том, что ни один человек не может заставить другого человека чувствовать что-либо. Контроль над переживаниями принадлежит тому, кто их испытывает. При этом никогда не стоит забывать, что между переживаниями и событием, которое, с нашей точки зрения, его вызвало, есть еще очень важное промежуточное звено. Это звено представляет из себя убеждения, мнения и оценки, которые, собственно говоря, и приводят к тому, что мы чувствуем так, а не иначе. Ведь плохое настроение возникает не потому, например, что любимая девушка опаздывает на свидание, а потому, что её опоздание воспринимается как свидетельство невнимания и пренебрежения.
Разновидностью этого же заблуждения является убежденность супругов в том, что они оба должны иметь одинаковое настроение. Часто это приводит к тому, что если у одного из них неприятности на работе, то они оба находятся в глубокой печали по этому поводу, что только углубляет их негативные переживания и в значительной степени затрудняет выход партнеров из этой ситуации.
Такие ошибочные манипуляции с собственным настроением часто кажутся супругам серьезными доказательствами их взаимной любви, поскольку: «Если мне плохо, когда тебе плохо, – это значит, что я люблю тебя» или «То, что я стараюсь, чтобы тебе стало хорошо, когда тебе плохо, прилагая к этому огромные усилия, доказывает, что я тебя люблю». Но где основания думать, что плохое настроение двоих гораздо лучше и легче переносится, чем плохое настроение одного? Кроме того, если человек по-настоящему любит кого-нибудь, его вряд ли может утешить или обрадовать тот факт, что любимому тоже плохо. Эмпатия и сопереживание совсем необязательно связаны со взаимным «трауром». Точно так же не имеют под собой никакого серьезного основания и «героические» попытки изменить настроение партнера. Ведь как только становится ясно, что они могут привести лишь к неудаче, что чаще всего и случается, если плохое настроение супруга вызвано по-настоящему серьезной причиной, партнеры начинают ощущать взаимное разочарование и обиду. Истинное же сопереживание состоит в том, что человек вселяет в другого уверенность в том, что он вполне способен справиться со своими негативными чувствами даже в том случае, если они вызваны вескими причинами, приводящими к неприятным и болезненным переживаниям в данный момент. Очень часто, сами того не замечая, молодые супруги формируют жесткие правила межличностного взаимодействия, которые им самим потом трудно изменить, даже если оба понимают их абсурдность. Укрепившись, такие ошибочные образцы поведения могут привести к тому, что каждый из супругов начинает себя чувствовать естественнее и спокойней только тогда, когда другого рядом нет и не нужно «улавливать» его настроение и стараться под него подстроиться.