4. Критическая рефлексия встроенности студенческой молодежи в систему новой социальной ткани, синхронизации индивидуального развития и социальных изменений показала, что даже в том случае, если работа не совпадает с получаемой специальностью, она в значительной степени способствует профессиональной интеграции и самореализации, поскольку расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт и связи. Если характер трудовой деятельности совпадает с будущей профессией, то работа в данном случае является своего рода «заменителем», компенсацией малоэффективной на сегодняшний день производственной практики. А приобретенный опыт работы по специальности, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство организаций и фирм, в значительной мере расширяет возможности достойного выхода студента на рынок труда. В ситуации, когда направления на работу выпускников вузов стали единичными случаями, вторичная занятость студентов, соответствующая их специализации, нередко преобразуется в полноценное рабочее место после получения диплома.
5. Профессионально-трудовая адаптация студентов и молодого поколения в целом может быть осуществлена лишь при условии, если инклюзия молодых людей в экономическую сферу будет происходить параллельно с процессом формирования позитивной самоидентификации с рыночными структурами.Однако выход студентов как одной из наиболее слабозащищенных и легкоуязвимых социальных групп на российский рынок труда сопровождается эскалацией социальных противоречий.Профессионально-трудовая адаптация осложняется конфликтом между реальной трудовой деятельностью молодых людей и мотивацией, включением в сферу занятости и самоидентификацией с ней. Легитимация студенческой вторичной занятости создается агентами высшей школы, заинтересованными одновременно в росте списочного состава обучающихся и в своевременной адаптации своих выпускников на рынке труда. Разрешение противоречия между учебой и работой находит свое выражение в символическом контракте между высшим образованием и сферой занятости, легитимирующем регулярное пополнение вторичного рынка труда дешевыми человеческими ресурсами со студенческой скамьи.
6. В контексте роста вторичной занятости студентов и конформности высшей школы, происходит вытеснение приоритета образования, которое получает по преимуществу номинативный характер. Нивелирование контрадикторных отношений представляется возможным посредством трансформирования схемы администрирования в вузах (создания единой адаптивной системы практики и трудоустройства, расширения полномочий студенческих кадровых служб, введения гибкой системы академических кредитов, предусмотренных Болонской декларацией). Решению обозначенной проблемы также может способствовать оптимизация системы трехстороннего взаимодействия государства, вузов и работодателей, которая подразумевает под собой не возврат к советской системе бронирования рабочих мест без учета личных предпочтений студента, а поиск новых форм социального партнерства (развитие системы образовательного кредитования, бизнес-инкубации, создание единой региональной информационной базы студенческих вакансий, корректировка учебных планов при активном участии объединений работодателей).
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы имеют теоретическое и практическое значение для развития сферы социального прогнозирования, а также вносят определённый вклад в разработку проблем молодежной занятости в российской социологии. Полученные выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в реализации программ социальной поддержки и защиты молодежи. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в разработке учебных курсов по социологии молодежи, социологии труда, методам и технологиям социальной работы для студентов, магистрантов и повышения квалификации специалистов и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, педагогов, психологов, политологов, работников социальных служб и служб занятости.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры социальной работы и социальной антропологии СГТУ (2005-2008), на межвузовских, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионального образования в эпоху социальных реформ» (Саратов, 2006), «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, 2007), «Образование как фактор социальной мобильности инвалидов» (Саратов, 2007), «Проблемы социально-экономической устойчивости региона» (Пенза, 2007), «Проблемы труда, трудовых отношений и качества жизни в современной России» (Самара, 2007), «Полипарадигмальный подход к модернизации современного образования» (Саратов, 2008). Основное содержание работы также было использовано в ходе разработки учебных материалов по курсам «Проблемы социальной работы с молодежью» и «Экономические основы социальной работы» для студентов специальностей «Социальная работа», «Социальная антропология».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 3,35 п.л.
Структура диссертации включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованной литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении к диссертационному исследованию обосновываются выбор и актуальность темы диссертации, определяется проблемное поле исследования, анализируется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи, объект, предмет, методы и гипотеза исследования, представлены методологические основы диссертации, сформулированы положения, отражающие новизну и теоретико-практическую значимость работы.
В первой главе «Социальная легитимация феномена студенческой занятости», состоящей из двух параграфов, представлен анализ легитимации явления вторичной занятости студентов в контексте социальных изменений современного российского общества, сформулирована теоретико-методологическая база изучаемого явления, выявлены специфика и причины распространения студенческой занятости в ракурсах различных социологических объяснений.В первом параграфе «Легитимация студенческой занятости в контексте социальных изменений» проводится анализ социального признания, легитимации вторичной занятости студентов как социального феномена в масштабах современного общества.
Автор рассматривает студенчество как особую социальную группу, характеризующуюся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением, системой ценностных ориентаций. К системообразующим признакам студенчества автор относит маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора и, наконец, особенности менталитета студента, формировавшегося в течение долгих столетий. Опираясь на методологию А.Е.Иванова, автор проводит историческую ретроспективу системы профессиональных маршрутов российского студенчества, а также анализ репрезентации проблемы студенческого труда в классической русской литературе.
Современный студент-работник, в отличие от своих предшественников, представляет собой своеобразный «проводник-транслятор» между высшей школой и сферой труда и занятости. Теоретические знания и навыки, приобретаемые в процессе учебы, относительно широкий культурный кругозор, динамизм и ориентация на инновационное мышление транслируются студентом на рынке труда; при этом в образовательную среду привносятся дух реальности и практические навыки, полученные в производительном процессе, что бесспорно способствует сближению сферы высшего образования с практикой и реалиями современного общества.
Авторский анализ эффективности современной сферы образовательных услуг с точки зрения динамики образовательных потребностей свидетельствует о том, что высшая школа сегодня не успевает давать своим выпускникам ту (по профилю и уровню) профессиональную подготовку, которая соответствовала бы столь быстро меняющимся требованиям социальной жизни и способствовала бы плавной транзиции студентов в профессиональную среду. В числе основных проблем автор отмечает резкое и значительное по величине ухудшение экономического положения вузов и, как следствие, расширение платности обучения; использование устаревших программ и методов обучения; бедность фондов библиотек и недостаточное техническое оснащение учебного процесса; резкое сокращение всех видов необязательной для обучения деятельности. Указанные процессы протекают на фоне интеграции российской высшей школы в глобальное образовательное пространство, что значительно углубляет обозначенные выше проблемы. Кроме того, высокий темп инфляции, создающий у массового студента острый недостаток средств на существование, социально-культурное потребление, на расходы, связанные с процессом обучения в вузе, приводит к тому, что вне зависимости от получаемой специальности и возможности совмещения графика труда и расписания занятий, эпизодическая занятость студентов вузов во внеучебное время сменяется систематической работой. Естественными последствиями становятся снижение уровня посещаемости занятий, академической успеваемости и, в конечном итоге, девальвация статуса знания.