Смекни!
smekni.com

Социальная работа с группами риска (стр. 3 из 9)

1.2. Психологические характеристики безнадзорных детей и подростков с отклоняющимся поведением

При построении стратегии соци­альной работы с детьми необходи­мо исходить из положения о том, что эффективность любого воз­действия - социального, психосо­циального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понима­ния и точного определения особен­ной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с откло­няющимся или противоправным поведением (девиантах и делинк­вентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффек­тивными.

В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подро­стков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.

В наш профессиональный и бытовой обиход прочно вошли такие понятия, как:

а) криминогенная ситуация, способствующая совершению подростками правонарушений в силу ее фактического со­держания;

б) социально-психологические условия нарушения разви­тия личности;

в) влияние неблагоприятно складывающихся семейных вза­имоотношений.

Когда речь идет о достаточно зрелом психологическом и фи­зическом возрасте, ситуативным факторам действительно при­надлежат вторичные роли, а личностным - доминирующие. Ведь у любого взрослого человека противоправному поведению предшествует отражение объективно складывающейся ситуа­ции в сознании, а потому списывать все на обстоятельства - значит полностью снимать с него ответственность за содеян­ное. В отношении же личности незрелой, не полностью развитой и социализированной, ситуативные факторы играют решаю­щую роль [19, с. 55-56].

Чтобы ответить на вопрос: почему это происходит необходи­мо определить психологические механизмы развития личности и, в частности, природу первичных дефектов, степень их влия­ния на нее, а также складывающиеся взаимосвязи между раз­личными качествами и образующимися при этом характеро­логическими комплексами. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться нор­мально взаимодействовать с ними.

Для подростков особенно значимым является отношение к будущему: представление о «взрослости», о дальнейшей жиз­ни, наличие и степень устойчивости жизненных планов, содер­жание ведущих ценностных ориентации, уровень притязаний в отношении своего будущего и-обоснование настоящего, кото­рые в совокупности определяют систему приспособления под­ростков к окружающей действительности. Все это выступает как внешние показатели сложного процесса владения подрост­ком своим внутренним миром, оформителями его личности, мировоззрения, свидетелями его зрелости или, напротив, ин­фантильности, недоразвития, неготовности к самостоятельно­сти, самоопределению и, как следствие, тревожности в себе, по­тери интереса к повседневным делам и заботам.

За жизненными планами и программами по значимости сле­дуют социальные отношения с родителями, учителями, окружа­ющими взрослыми, наличие признания с их стороны, а особенно со стороны сверстников, степень адаптированности к условиям жизни в человеческом сообществе в широком смысле слова.

И, наконец, последнее - это черты характера и связанные с ними особенности поведения: степень выраженности отдель­ных качеств, наличие агрессивных тенденций при неумении держать себя в руках, владеть собой, особенности акцентуаций характера, наличие внутриличностных конфликтов. Особое внимание в этой связи следует обратить на степень выражен­ности так называемых криминогенных качеств, способствую­щих совершению правонарушений и свидетельствующих о на­личии общих трудностей и отставании в развитии.

К криминогенным качествам относятся:

· высокие, не подкрепленные реальностью притязания, ус­тановка на недостижимость желаемого привычными спо­собами и своими «скромными» силами, которым противо­стоит враждебное окружение;

· деформированная система ценностей;

· хроническая конфликтность в отношениях со взрослыми;

· изоляция в пределах замкнутой группы, склонной к де-линквентности (совершению преступлений);

· акцентуации характера как показатели недоразвития эмоционально-волевой (регулятивной) сферы личности.

В своем поведении человек всегда следует сложившимся в обществе нормам. Оценивая любого из окружающих людей, каждый из нас более или менее сознательно исходит из этих норм. При этом степень сформированности нравственных или безнравственных, важных или неважных, ценностных или не­значимых качеств и сторон личности неизменно определяет ха­рактер восприятия нами других людей, интерпретацию их внут­реннего мира. А раз так, то зная, как подросток оценивает окружающих, какие личностные качества кажутся ему привле­кательными, а какие нет, можно с большей долей вероятности предположить, как он будет вести себя в той или иной ситуации и строить систему отношений с окружающими.

Исследуя особенности отношений безнадзорных подростков к личностным качествам людей, В. Ф. Матвеев и А. В. Лебедев выделили пять групп по типу дезадаптационных реакций на воздействия окружающей среды:

1) склонные к агрессии;

2) с неоднократными суицидальными попытками в услови­ях психотравматических ситуаций;

3) употребляющие алкоголь;

4) совершающие побеги из дома из-за конфликтов с родите­лями;

5) с ярко выраженными невротическими реакциями в виде истощения, утомления, раздражительности [19, с. 125].

Подростки - представители всех пяти групп, очень высоко оценивали конформные качества других людей. 64,5% подро­стков с агрессивными тенденциями (1-я группа)выбрали в ка­честве наиболее привлекательных категорию агрессивных качеств: жестокость, конфликтность, мстительность и меньше всего - умение держать себя в руках, целеустремленность, са­мообладание. Большое число подростков (2-я группа)выбрали волю, целеустремленность, самоконтроль. 41,8% этих подрост­ков оценивали эти качества как непривлекательные для себя. 38,8% из них дали амбивалентные оценки, свидетельствующие о неопределенности их отношений, как к агрессивным качест­вам людей, так и к тем, кто обладает самоконтролем. Среди под­ростков, склонных к алкоголизму (3-я группа),50% выбрали замкнутость, эмоциональную холодность, сдержанность, пас­сивность. Небольшая часть - целеустремленность, волю, уме­ние держать себя в руках, самоконтроль. Они не признали сдержанность, целеустремленность, самообладание. Для подростков, ведущих бродяжнический образ жизни (4-я группа), характерен выбор истеричности, лживости, эгоцентричное, умение про­изводить приятное впечатление, мечтательности. Из подростков с невротическими реакциями (5-я группа)самая незначительная часть выбрала уступчивость, доброжелательность, впечат­лительность, а большая часть - негативные и амбивалентные качества (исследователи предполагают, что это реакции на невротические расстройства). Многие из них выбрали замкну­тость, эмоциональную холодность, сдержанность. Их позитив­ное отношение к замкнутости отражает стремление скрыть от окружающих свою несостоятельность.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что для безнадзорных подростков типичны не криминогенные ка­чества, а дезадаптационность реакций на окружающих, обус­лавливающих трудности общего порядка, причиной которых становятся:

- отсутствие адекватного, четкого представления о своем будущем и содержательных жизненных планов;

- нарушение эмоциональных связей с семьей, лишение эмоциональных контактов с близкими людьми, выража­ющихся в тепле, понимании, принятии со стороны родите­лей, что становится одним из пусковых механизмов делинквентности, безнадзорности, социального сиротства;

- низкий социальный статус (в школе, группе сверстников, в ближайшем окружении);

- наличие внутриличностных конфликтов и конфликтов с окружающими;

- низкий уровень самосознания.

Отличие безнадзорных подростков с общими трудностями и отклонениями в поведении (с неадекватными реакциями на воздействия окружающих) от делинквентных (с криминоген­ными чертами) заключается в отсутствии у первых явно выра­женных патологических отклонений. Их отклонения сводятся к особенностям личностных характеристик и строения мотивационной сферы, которая напрямую связана с представлениями о будущем, жизненными планами и программами поведения собственного «Я».

Несформированность отношения к будущему, свидетельст­вующая о проблемах самоопределения, является общим фоном поведенческих нарушений, но сама по себе она, конечно, не может приводить к развитию крайних форм отклоняющегося поведения и правонарушениям. По данным исследователей (Н. Толстых и др.), подобное положение характерно для 80% под­ростков. Но вместе с тем оно может быть показателем нарушен­ных семейных отношений и определенных черт характера.

У таких подростков преобладает и мотивация, связанная с личной автономией. В реальной жизни она проявляется в ре­акциях пассивного протеста (эскапизма, ухода от действитель­ности) и реже - эмансипации. В большой степени у них развита мотивация защиты своего «Я». Обычно такие подростки равно­душны к оценкам, которые дают им другие, к их одобрению, уважению, любви. Возможно, именно для компенсации (или потребности выразить, выплеснуть вовне) столь редуцирован­ной потребности они и используют в качестве коммуникативно­го допинга алкоголь, токсические вещества, наркотики, агрес­сию. Феномены «групповой психической зависимости» тоже могут служить компенсаторным способом удовлетворения та­кой потребности.