Смекни!
smekni.com

Психологические функции семьи (стр. 3 из 5)

“Гражданский брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви”
(Советский энциклопедический словарь)

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не по¬лучает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональ¬ной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, старать¬ся понимать других и правильно оценивать свое поведение.
В брачном союзе мужчина и женщина – не просто сожители, а разные личности, объединенные общими стремлениями и чувством. В отличие от большинства особей животного мира мужчины и женщины не сходятся на короткий срок с целью только продолжения рода, а ведут совместную жизнь в течение продолжительного времени.
Основанием союза супругов является брак, признанный госу¬дарством, заключаемый в определенной юридической форме и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные.
Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в "едину плоть", в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы пони¬мают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божеском и челове¬ческом праве. Переводя эти юридические положения на более про¬стой язык, можно сказать, что в принципе современный брак озна¬чает полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по доро¬ге жизни и совместное осуществление поставленных задач. Эта связь должна быть достаточно прочной и для огромного большин¬ства — пожизненной. Два существа превращаются в "плоть едину" и совместно с детьми представляют своего рода "госу¬дарство в государстве".
Являясь такой самостоятельной ячейкой, современная семья и помимо брака как полового союза объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей она является своего рода независимым хозяйственным целым ("домашний очаг") и пер¬вой школой, и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежат и обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном вос¬питании. Определенные права и обязанности лежат и на детях. Государство почти не вмешивается в этот внутренний распорядок семьи. Она ограждена своего рода запретной стеной, за черту которой, кроме случаев исключительных, носящих уголовный ха¬рактер, государственная власть не переступает. Она предоставляет семье полную самостоятельность и ревниво оберегает ее прочность, независимость и ее основы. Посягательства на ослабление или раз¬рыв супружеской связи (половая чистота, оскверняемая прелюбодея¬нием, и внебрачные половые связи) всячески преследуются и, особенно в древности, жестоко караются.
Чтобы сильнее закрепить эту связь, связь мужчины и женщины, государство и церковь вся¬чески мешают ее разрыву, путем ли разводов или раздельного сожи¬тельства. Католичество, исходя из слов Христа: "Что Бог соединил, того человек да не разлучает", и до сих пор не допускает никакого развода.
Семейная жизнь благоприятно влияет на сохранение здоровья и долголетие супругов. Отмечено, что среди долгожителей нет холостяков; став вдовцами, они вскоре вступают в брак повторно. То, что брачные отношения удлиняют продолжительность жизни, не подлежит сомнению. С годами супруги все более и более привязываются друг к другу, более согласно течет их жизнь.
В условиях совместной жизни супруги соприкасаются самыми различными гранями взаимоотношений, поэтому отсутствие глубокой духовной связи со временем приводит к ослаблению семейных отношений.
В семейной жизни иногда один из супругов боготворит другого, идет навстречу любимому его желанию, а тот воспринимает это как должное, как награду за свою «исключительность». Нередко так бывает и при воспитании ребенка: родители души в нем не чают, посвящают ему всю жизнь, а когда ребенок вырастает, то оказывается безразличным и равнодушным, не испытывает благодарности к родителям за их слепую любовь.
Истинная любовь заключается в том, чтобы уметь не только брать, но и отдавать часть своих чувств лучшему и единственному другу. Из античной эпохи до наших дней дошел яркий пример любви и самопожертвования. Плутарх описывает случай, происшедший с молодой женщиной Епониной. Император бросил непокорного сенатора Юлия Сабиния в мрачное подземелье. В нем с любимым мужем Епонина добровольно провела 9 лет. По прошествии этого времени Сабиний был осужден на смерть. Гордая и бесстрашная Епонина не изменила своим чувствам и приняла смерть вместе с мужем. Перед смертью она заявила императору: «Я жила с мужем в подземелье и была счастлива так, как никогда не был счастлив ты, о Цезарь, живя под солнцем и при всем блеске своей империи».
Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждо¬му и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытываю¬щих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого» . В этих идеях нет новизны. Еще В.Со¬ловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой инди¬видуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориенти¬рована на современного читателя.
Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства» . Прекрасно сказал об этом и С. Франк: «Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное при¬ятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое су¬щество центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обя¬занности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастье служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение» .
Ребенок – реальное воплощение любви супругов, их олицетворенное единство и повторение в нем себя. Ребенок, помимо всего прочего, это наше прошлое, переходящее в будущее, это расширение пределов нашей любви и заботы друг о друге. Ребенок утверждает нашу необходимость в развитии межличностных отношений, и в этом смысле семью, где есть ребенок, мы с полным основанием называем ячейкой общества.