Поскольку в большинстве обществ сегодня наблюдается огромное многообразие религий, в них присутствует, по утверждению Р. Белла, также в качестве единого измерения религиозной жизни «гражданская религия», которая служит более или менее согласованной основой для религиозного единства общества. Это нечто близкое «национальной вере», признанию неких общих «святынь» чаще всего чисто секулярного характера. Гражданская религия функциональна не только в условиях религиозного плюрализма, но и наличия значительных слоев тех, кому в поисках личного смысла жизни ничего не говорит ни одна из существующих религий. Это постоянно расширяющаяся и весьма влиятельная группа, которой требуются недогматические системы мысли с высоким уровнем самопознания. Гражданская религия вовсе не подразумевает санкционирования нации в качестве высшей религиозной цели и социального прогресса в качестве религиозного абсолюта.
Функции религии
В разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции. Социологи отмечают, что в современном развитом демократическом обществе интеграция во все большей мере обеспечивается законодательством и системой права в целом, что роль проводника всеобщих ценностей, прав человека, берут на себя во все большей мере правовые институты, а не религия. В истории религии действовали факторы принуждения и насилия, духовно-культурные факторы интеграции и сохранения, поддержания социальных систем. Так же религия может служить фактором дезинтеграции и быть в определенных отношениях дисфункциональной, например – в экономике, если она препятствует введению современных методов организации труда, развитию техники.
Одна и та же религия в разных контекстах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные. В разных социальных обстоятельствах один и тот же религиозный механизм может быть как функциональным, так и дисфункциональным. Она может действовать как фактор стабилизации в одних условиях и как фактор, вызывающий конфликты и потрясения, в других.
Тем не менее, можно выделить четыре типа функций, наиболее характерных для религии и определяющих ее социальный облик:
- функция значения, или смыслополагания;
- функция принадлежности, или идентификации;
- функция социальной интеграции и стабильности;
- функция сакрализации культурных ценностей, главным образом этических.
Две первые из названных функций обращены преимущественно к личности, индивиду, две последних – к социальным структурам, культурной системе.
Функцию значения, или смыслополагания, М. Вебер рассматривал как основную во всех религиях. Религия даст такую картину мира, такое понимание мироустройства, в котором несправедливость, страдание и смерть выглядят как имеющие некое значение, иметь компенсацию в «конечной перспективе». Но она может иметь и другие грани, служа напоминанием о том, например, что человек живет не одним только днем сегодняшним и не должен довольствоваться заботой о настоящем, помнить о цели человеческой жизни в целом. Таким образом конкретизируется смысл жизни и применительно к данной конкретной личности, и к группе или обществу. Религия, с этой точки зрения – призыв к осмысленной жизни.
В статье «Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее» игумен Иннокентий (Павлов), ссылаясь на данные ВЦИОМ 1992 года, отмечает, что 47% населения назвали себя православными. Из них около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор, как практикующий священнослужитель, полагает, что эта цифра завышена). Но если говорить не только о практикующих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число будет колебаться от 2-х до 3-х процентов населения. Таков вывод автора этой статьи. Он добавляет, что для тех 47% православных, о которых поведал ВЦИОМ по данным социологического опроса, то здесь речь должна идти не о религиозности, а о средстве национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их «русскости».
Религия действительно выполняет эту функцию идентификации, и не только национальной.
Дюркгейм считал наиболее важными в религии функции, способствующие поддержанию не столько индивидуальной, сколько коллективной идентичности. Религия решает эту функцию, объясняя место и значение данной группы среди других, населяющих мир. Эта – интегрирующая людей функция религии в традиционных, однородных обществах, эффективна. В условиях дифференциации общества ни одна из традиционных религий уже неспособна выполнять эту функцию.
То же относится и к функции религии, способствующей посредством сакрализации норм и ценностей общества его стабильности. Возможности религии и этом отношении с развитием общества меняются.
В общем и целом, современная социология религии связывает понимание функций и роли религии с ее влиянием на ценности, нормы и культурные стандарты поведения и обществе, т.е. необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям его существования.
5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИИ
Для социолога религия существует как социальное образование, как группа людей, разделяющих эти верования. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является какая-то социальная общность.
На протяжении длительного периода, охватывающего примитивную и архаическую религии, если использовать терминологию Р. Белла, социальным носителем религии было общество, в котором социальная дифференциация еще только начинает развиваться. Исторически ранние религиозные общности – это семья, род, племя, народ, государство. А на более поздних стадиях, в обществах Древнего Востока, например, государственное и религиозное устройство совпадали.
Образование иерархии, догматизация и конфессионализация
Религиозное разделение функций между членами группы происходит довольно рано и прежде всего в области ритуала и культа. Религиозное разделение труда появляется тогда, когда отправление культа становится делом особых специалистов из-за сложности ритуалов.
По мере развития политических форм власти происходит усложнение ритуалов.
Наряду с усложнением культовой деятельности и выработкой определенных форм ее организации, упорядочения, происходит кооперация исполнителей этих действий, которая включает разделение обязанностей, ответственности и труда между ними.
Существенно изменяется ситуация, когда появляются культовые здания, храм такой величины, что его уже не может поддерживать одна семья в отличие от домашнего очага. Тем более, если храм связан с центральной политической властью и является делом государственной значимости и масштабов.
С образованием религиозной организации усиливается рационализация культа и рационализация учения. Разделение труда внутри организации дает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности и одновременно возникает необходимость определить правила и критерии этой деятельности посредством разработки традиции.
Существенный толчок к образованию специфически религиозных организаций могла дать миграция. Дело в том, что в античное время участвовать в местном культе имел право лишь полноправный гражданин полиса, чужестранцы из культа были исключены. Последователи того или иного культа должны были сами изыскивать для его поддержания время и деньги. В этих условиях складывается объединение для обеспечения специфически религиозных целей. В античном обществе можно было быть членом нескольких таких объединений, т.е. отсутствовал такой показатель организации, как эксклюзивность: предпочтительное почитание одного бога не исключает почитания других.
Возникающие подобным образом объединения, предназначены для выполнения нескольких задач, не исключительно религиозных. Так, похоронные коллегии в Риме создавались теми, кто не имел в Риме семейных и родственных связей и не мог рассчитывать на гарантированные достойные похороны и ежегодные поминовения обычным образом. Отсюда можно сделать вывод о том, что часто к созданию религиозных объединений вели религиозные интересы и потребности, а потребность в общении и решении определенных житейских проблем.
Универсальной религией, в которой социальной формой ее существования становится религиозная организация, стала вышедшая из иудаизма группа христиан: она восприняла структуру античного объединения, предъявив одновременно эксклюзивные требования своим членам, но отказавшись от национального принципа образования группы. [1] Был завершен процесс образования церкви.
Процесс становления религиозной организации был связан с миссионерской деятельностью христианских апостолов, которые проповедовали в уже существующих организационных структурах, прежде всего – в синагогах.
Роли членов групп определяются их отношением к лидеру. Еще отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы. Нет ритуала. Дальнейший путь универсальных религий – догматизация и организация.
Для передачи религиозного достояния другим после смерти лидера необходима традиция, как твердо установленных культовых форм и признанных правильными учений.
Первоначальная община социологически оформляется, когда образуется постоянная община, стремящаяся охватить по возможности большое число людей и возникающие истолкования учения начинают входить в противоречия, так что появляется необходимость размежевания с отклоняющимися толкованиями. [1]