Смекни!
smekni.com

Социология религии 4 (стр. 8 из 12)

Для решения этой задачи требуется ряд условий: служебная иерархия, духовенство; слово учителя заменяется истиной, которую можно сообщать и передавать тем, кто учителя не может услышать. Возникает исповедание веры или вероисповедание. Так возникает, с одной стороны, догма как признанная норма религиозного учения, а с другой конфессиональная дифференциация религии (разные ученики воспринимают слова и облик учителя по-разному, выделяя отдельные ее стороны, со временем эти расхождения лишь усиливаются, так появляются правильные и неправильные истолкования, еретики).

Исторические религии впервые создают специфические религиозные общины – отдельные, обособившиеся от естественных социальных сообществ типа семьи или племени, народа или государства. Тем самым эти сообщества перестают быть религиозными, утрачивают сакральный характер, становятся «профанными», мирскими, светскими. Член такого сообщества, оказывается пребывающим «вне священного», в изолированности от него. Исторические религии становятся универсальными но тем самым и обремененными новой функцией – миссионерской, стремлением вовлечь в общину как можно большее число людей ("спасти", "поставить на путь истинный"). [8] Община становится массовой, но за счет людей, которые лишены непосредственного религиозного опыта, переживания божьего "дара", благодати.

Чудо благодати реализуется таким образом, что некая организация берет его в свое распоряжение, появляется учреждение, ведающее распределением благодати. Так возникает "церковь", со служащими в церкви как учреждении, ведающем благодатью, функционерами, священнослужителями.

С созданием религиозной организации решаются проблемы контроля и авторитета. Организация отказывается от личного решения вопросов веры, религиозного индивидуализма, не допускает свободы совести в смысле религиозной свободы личности, ее собственного усмотрения в делах веры. [1] Официально требуется тот минимум религиозного и этического поведения, которое фиксируется внешними показателями и которое можно проконтролировать, например, посещение церкви.

Впоследствии, ввиду того, что религиозные массы должны быть организованны внешним авторитетом (а учитель уже умер), а организация не может полагаться на нравственную состоятельность индивида, появляется минимум этических требований, в пределах внешнего, контролируемого церковью поведения.

Это – стадия организации религии, которая во многих случаях приводит к созданию такой организационной формы как церковь.Она всегда утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения [1] Священники – функционеры церкви.

Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения, на эксклюзивность в этом отношении: если она является «священным институтом» в мире, то рядом с ней не может быть другой церкви с аналогичными притязаниями. Церковь выступает в своих исторических воплощениях как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения. Поначалу исторические религии основываются как свободные общества, но вскоре превращаются в организации, характеризующиеся эксклюзивностью и тотальностью. Дети верующих включаются в церковь по рождению, а не в результате выбора. Гонения еретиков – насильственное принуждение.

Дихотомия "церковь и секта"

Уже во времена раннего христианства возникли и существовали, в более или менее модифицированном виде дожившие до наших дней, различные социологические формы его выражения. Преобладала община, живущая в мире с обществом, и не предъявлявшая к своим членам каких-то из ряда вон выходящих требований. Наряду с этим существовали также радикальные группы, численно небольшие, которые противопоставляли себя обществу, отвергали всякий компромисс с «миром», для которых венец мученика был образцом настоящей веры. Поскольку доминировал первый тип общины, о втором говорили как о меньшинствах, используя такие понятия, как еретики, сектанты, схизматики, не вкладывая в эти понятия негативного смысла. Этот смысл они приобрели позже, превратившись в оружие внутрирелигиозной полемики.

В работе «Хозяйство и общество» Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам:

1) Отношение к «миру»

Если организация не противопоставляет себя миру, если она приемлет его культуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью. Церковь должна быть универсальной для привлечения и вхождения в церковь каждого члена общества (необходимы отступления от требований). Секта же – «эксклюзивная» группа, она стремиться быть общиной «избранных»

2) Критерий членства

Соответственно, церкви предъявляют умеренные требования к своим членам. Критерии членства в них таковы, что практически каждый может быть и оставаться членом церкви. Крещение детей – логичное следствие.

Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда – крещение взрослых. Членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления.

3) Организационная структура

Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессиональному духовенству. Внутри секты, "по идее" должны существовать отношения между людьми, близкими по духу. Лица, занимающие тс или иные должности, должны по своим качествам им соответствовать.

В секте акцент делается на обладание истинным выражением веры, единственно правильным и законным. Сектантское богослужение допускает спонтанность, менее формализовано, чем церковное, более эмоционально.

В «чистом» виде всеми тремя качествами не обладает ни одна организация.

Типология религиозных организаций

С помощью двух понятий – церковь и секта – невозможно описать вес существующее многообразие религиозных организаций, промежуточных и отклоняющихся форм.

Например, Р. Нибур указал на то, что некоторые секты со временем утрачивают типические для них черты. Замкнутый характер и элитарность уступают место готовности принять в свои ряды любого, принимающего вероучение. «Сознательное вступление» утрачивает прежнее значение (большинство членов общин вербуется из семей единоверцев и получают соответствующее воспитание с детства). Отрицание или безразличие к «миру» уступает место «принятию» или активной поддержке существующих социальных порядков. Но претерпевшие такие изменения баптисты, методисты и другие религиозные организации не могут считаться церковью, поскольку они не могут претендовать на универсализм.

Этот тип религиозной организации Р. Нибур назвал "деноминацией". Деноминация представляет собой промежуточную между церковью и сектой форму. Нибур говорит, что секта существует не дольше жизни первого поколения, во втором она становится уже чем-то другим, а именно – деноминацией. Нибур описывает, таким образом, секту – деноминацию – церковь как этапы в процессе развития религиозной организации.

Многие социологи считают, что представление об обязательном переходе от секты к деноминации является проблематичным. Есть такие секты, которым удается сохраняться на протяжении ряда поколений. Следовательно, есть факторы, которые способны предотвратить или мере задержать на время превращение секты в церковь. Это может быть строгая дисциплина, вплоть до исключения колеблющихся, это может быть самопополнение и запрещение браков «на стороне» и др.

Существуют и такие религиозные группы, которые, являясь аморфными, выживают главным образом благодаря харизматическому лидеру. Г. Беккер, имея в виду современное общество, выделил и описал такую форму религии, которая обладает той особенностью, что держится исключительно энтузиазмом ее приверженцев, не опираясь на организацию. Беккер назвал такую религиозную форму "культом".

В настоящее время этот термин используется для обозначения достаточно большого числа различных образований. Это может быть малая религиозная группа, сплоченная, без бюрократической структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто использующая эзотерические и оккультные идеи. Такое образование можно рассматривать как начальную стадию образования секты (харизматическая секта). Но это может быть также совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то узко-партикулярный аспект действительности (эзотерическая вера), объединенных в чисто духовном отношении, помимо организационных связей, дисциплины, обязательств. Обычно в этой группе есть харизматический лидер, но не обязательно. [1] Это, например, люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти и возможность общения с духом умершего и т.д.Они могут одновременно принадлежать к обычным церковным группам, основным деноминациям, иметь профессию, образование.Чтобы войти в такое сообщество, не нужно никаких формальных актов, не нужно никакого разрешения.

Основные признаки культа – отсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни. Культ может употребляется как обозначение начальной фазы развития новой религии. Отличительный признак – требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. Чаще всего культ или умирает, или превращается в институализированную религию.

Итак, в социологии религии выделены следующие типы религиозной организации: культ, секта (иногда вводится подразделение на секту в начальной стадии и секту как длительно существующую организацию), деноминация и церковь.

6. РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО