1. Духовный элемент, который содержит идеологический смысл общества. Он выражен в 5 основных проявлениях культуры: языке, религии, науке, искусстве, философии. Сорокин отводит этому элементу детерминирующую роль.
2. Материальный элемент - хозяйство, политика, право, экономика.
3. Личности и социальные группы, многообразие их типов.
4. Образцы поведения – ритуалы, обряды, церемонии. Искусство, наполненное своим содержанием.
Духовные ценности определяют как материальную культуру, так и социальную систему, так и поведение людей, типы личностей и социальных групп. Следовательно, подсистемами общества выступают основные системы культуры, которые связаны с важнейшими духовными ценностями человеческого существования. Общество имеет 2 уровня организации:
1. Уровень культурных систем, совокупность взаимосвязанных идей;
2. Уровень социальных систем, совокупность взаимосвязи людей.
Люди действуют под влиянием идей, таким образом, культурные системы имеют приоритет над социальными, но культура жива лишь тогда, когда она воплощается в людях, в их поведении, связях, поступках и т.д. Общество - это единая социокультурная система. Духовные ценности определяют как материальную (хозяйство, политика), так и социальную (простые и сложные группировки) системы. Она определяет поведение, типы людей и социальных групп.
Важнейшие духовные ценности определяют систему суперорганического мира: политика, добро, красота, справедливость. Под влиянием истины развивается знание, наука и т.д., под влиянием добра – религия, под влиянием красоты – искусство, под влиянием справедливости – материальная культура. "Сегодня человек преуспел в творчестве истины (науки), в создании шедевров красоты (искусство) но значительно отстает творчество человека в области добра. Сегодня судьба человека зависит от него самого и его способности творить добро. Только способность к добру может сделать мир другим, умиротворить конфликты. Альтруизм продлевает жизнь и здоровье человека".
Социокультурная система развивается методом флуктуации (колебаний). 2 типа человеческих цивилизаций: чувственная и духовная (идеациональная). Переход от одной цивилизации к другой прослеживается в интегральной цивилизации. Только этими 3-я путями развивается человечество:
В основе такой типологизации лежит тип мировоззрения, господствующий в данном обществе. Господствующий тип мировоззрения проявляется, прежде всего, в духовной культуре. Человечеству присуще 2 типа мировоззрения: духовное и чувственное, каждому типу мировоззрения соответствуют свои типы общественных систем: духовному – идеациональная суперсистема, основанная на высокой идее (это религиозное общество); чувственному – материальная суперсистема. Сорокин допускает существование 3-й промежуточной суперсистемы – интегральной, идеалистической, которая гармонично сочетает и духовные, и чувственные элементы. Этот тип цивилизации в истории человечества сравнительно кратковременный. Все историческое развитие человечества – это постоянная циклическая смена социокультурных цивилизаций. (Метод флуктуации - "маятника"):1. В Европе с 6 по 12 века доминировала духовная суперсистема. Личности, живущие в обществе данного типа, исходят из того, что высший дух и вся окружающая реальность – это творение божественного духа (идеалистическое восприятие мира). Смысл жизни личности – подчинение божественному провидению, божественному духу. Творческая энергия направлена на изменения себя во имя Бога. Все мирское (материальное) подчинено теологии. Материальный мир носит поддерживающий характер для духовного развития. Альтруизм – норма общественной жизни. Искусство воспевает духовную красоту и отвергает плотскую.
2. Общество чувственного типа в Европе существовало с 16 до 20 века. Эта эпоха основана на материалистическом восприятии мира, воспевается красота, плоть, тело человека. Главные ценности – это чувственные ценности: благосостояние, комфорт, слава, здоровье, наслаждение, власть. Творческая энергия человека направлена на изменение мира.
3. Начиная с 20 века, на смену чувственной идет интегральная культура, т.е. бесконечное разнообразие чувственного, рационального и идеального аспекта общества. Признаки прихода интегральной культуры;
· Идет процесс дезинтеграции чувственных обществ во всем мире, происходит дезинтеграция моральных, правовых ценностей, которые управляли поведением людей и социальных групп;
· Когда перестают действовать общепринятые социальные регуляторы, поведение людей управляется бессознательными и биосознательными регуляторами, основанными на индивидуализме, эгоизме и агрессии;
· Когда обнаруживается рост преступности, социальной аномии, войн, революций. Все это свидетельствует о конце чувственной системы и ее перехода в интегральную на пути к духовной суперсистеме.
Тема 11. Развитие социологии в России в советский период. Социология в период реформирования России.
Периодизация советского этапа российской социологии.
1. 20 - 30-е годы – идеологическая полемика между двумя направлениями: немарксистской социологии (П. Сорокин, Н. И. Кареев, В. М. Хвостов) и марксистской социологии (Н. И. Бухарин, А. А. Богданов), завершившийся полным подавлением всех институциональных форм социологии, включая марксистское и немарксистское направления, за исключением сталинской версии. В 30-х годах произошел институциональный разгром всей системы общественных наук в стране, с выходом в свет статьи Сталина в 1931 г. «Основные вопросы марксистской социологии».
Бурное развитие марксистской и немарксистской социологии. Идет активный процесс институализации марксистской социологии: 1921 г. – Институт красной профессуры в Москве, 1992 – Научно-исследовательский институт в Петрограде, Коммунистическая Академия. В середине 20-х годов создаются кафедры марксизма и ленинизма во всех вузах страны. С 1921 г. Издается ежемесячных журнал «Под знаменем марксизма».
Активно развиваются прикладные исследования в области: 1) проблемы труда и социальные факторы в производительности, 2) образ жизни и доходы различных категорий населения, 3) классовые отношения, 4) культура, 5) религия, 6) социально-экономическая и соцдемографическая статистика.
Чупров Александр Александрович (1874-1926) впервые в мире разработал математико-статистические методы анализа изучения социальной информации, методику анализа выборочных совокупностей и факторный анализ.
Струмилин Станислав Густович (1877-1974) – составил прогноз численности и половозрастного состава населения России, который впоследствии оправдался с большой точностью. Первым изучал бюджет времени рабочих и крестьян (22-23 гг.).
Томилин Сергей Аркадьевич (1877 - 1952). Первым в мире провел исследование мнений о составе семьи, планировании количества детей, сформулировал концепции качества населения, ввел понятие воля к здоровью.
П. М. Керженцев и А. К. Гастев в 20-е годы создали Центральный Институт Труда (ЦИТ), изучавший социально-психологические аспекты НОТ и его производительности.
Проблема труда наиболее активно исследовалась многими социологами. Социальную структуру населения исследовали Л. Е. Минц, С. Вольфебн, А. Клибанов. Социология здравоохранения разрабатывалась Н. А. Семашко, Б. Я. Смулевичем, М. В. Птуэби. Концепция инвайроментологии (социология менеджмента) впервые в мире была разработана А. А. Богдановым. Издавались статистические сборники по социальной проблематике: «Труд в СССР», «Труд и профсоюзное движение», «Социалистическое строительство в СССР».
Однако в 30-х годах произошел разгром всей системы общественных наук. Изучался лишь «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший под редакцией И. Сталина в 1938 году. В конце 30-х развитие социологической мысли в России практически приостановилось. Конкретные социологические исследования были запрещены.
2. Середина 50-х – 60-е годы. После смерти Сталина начинается возрождение социологии. Проводятся конкретные социологические исследования в Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске. К нам приезжали видные зарубежные социологи: Фридман, Парсонс, Мертон, Морено. За рубеж отправились на стажировку отечественные социологи.
С октября 1960 г. На философском факультете Ленинградского Университета стала действовать социологическая лаборатория (ныне институт соц. исследований). В рамках Академии наук СФСР проводятся статистические исследования. В Москве в 1968 г. был создан институт конкретных социологических исследований (ныне институт социологии).
Струмлин С. Г. – 5 томов. В Ленинграде в 1967 г. вышла монография «Человек и его работа». Г. А. Пруденский «Время и труд», 1964 г. И. Г. Харчев «Брак и семья в СССР», М., 1965 г. Издан двухтомник «Социология в СССР», М., 1966.
В 60-е годы более 10 лет велась дискуссия о предмете социологии, которая завершилась разгромом «Лекция по социологии» Ю. Левады (доц. МГУ, ныне директор ВЦИОМ). Роль социологии была сведена лишь на уровень прикладных исследований.
3. 70-е годы. Активно разрабатывается методология, методы и техника социологических исследований А. Г. Здравомысловым, Б. Ядовым, Г. М. Андреевой, Г. В. Осиповым, В. Н. Шубниным, Б. А. Грушиным. Развивается промышленная социология (В. Г. Подмарков, Ж. Т. Тощенко, Ю. Волков, И. И. Чангли, С. А. Губина). Создаются социологические службы на промышленных предприятиях. Разрабатываются планы социального развития предприятий. Изучается социология личности (И. С. Кон, В. П. Тугаринов). Аграрная социология: Т. Зиелавская, И. М. Слепенков. Издается «Рабочая книга социолога», М., 1977 г. Ао многих университетах страны вводятся курсы прикладной социологии. С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования».
4. Вторая половина 80-х годов – 90-е годы. Происходит институализация академической социологии, как самостоятельной дисциплины. Сложилась система подготовки социологических кадров разных уровней и специализации. Созданы десятки социологических институтов, факультетов, сотни социологических кафедр, и центров (ВЦИОМ, Социологический и Социально-психологический центр, Российская академия управления).