Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер. Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта», «Исследования социального конфликта». По Козеру, социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. Это: 1. функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга, через конфликт люди проверяют друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, нового союза. Противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, по Козеру, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф . В своей книге «Выход из утопии» он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта – антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В своей книге «Очерки по теории общества» Дарендорф говорит, что причины конфликтов – это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт – естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.
2.1 Теория Социального действия в интерпритации Т. Парсонса
В чем особенность этого теории? Единицей анализа становится не общество в целом, не личность и даже не культура, а отдельное человеческое действие. Социальное действие - это нечто ограниченное временем и пространством, как бы клетка, ячейка или даже точка, оказывающаяся, однако, центром, в котором пересекаются все взаимодействия таких крупных структур, как общество, личность и культура. Здесь личностные импульсы и стремления обрабатываются социальными механизмами и, в конечном счете, отливаются в формы, предусмотренные культурными эталонами. Отталкиваясь от изучения мотивационных механизмов, действующих на уровне социализированной, культурной личности, мы неизбежно выйдем на социальные системы и ценностно-нормативные структуры культуры общества.
Этот новый подход, новая парадигма, как впоследствии назвали ее методологи, постепенно нащупывалась и складывалась в европейской социологии перед Первой мировой войной. Макс Вебер более отчетливо говорит о социальном действии как о социально и культурно обусловленном акте поведения личности. И Дюркгейм, и Парето, и Маршалл много поработали над элементами этой обусловленности, а именно над различного вида нормами, социальными механизмами, прививающими эти нормы каждому новому поколению в обществе и контролирующими их выполнение. Так что перед Парсонсом как аналитиком оказался богатейший материал. Он тщательно отобрал изо всех концепций именно эти элементы, и сразу же решил упорядочить их, систематически развить и достроить.
При таком подходе к социальному действию концепция акта поведения должна была развернуться в общую теорию, охватывающую не только всю социологическую науку, но и смежные области других социальных наук. Это предполагало колоссальный труд, так как в отличие от схемы-парадигмы теория требует детальной проработки, развертки этой схемы и наполнения ее конкретным содержанием. Для того чтобы описать сознательное действие культурного человека, нужно втянуть в сферу анализа огромный по своему объему, сложный по структуре и к тому же весьма разнохарактерный материал. Ведь приходится иметь дело с человеком, не просто реагирующим на ситуацию, но одаренным сознанием, мышлением и знанием: он ставит себе цели, планирует свои действия, предвидит будущее положение вещей. Он не просто хочет удовлетворить какую-то имеющуюся на данный момент потребность, но хочет обеспечить себе источник удовлетворения этой потребности и в будущем, а также не повредить ходу удовлетворения других потребностей. А их у него, как правило, множество. Для этого ему нужны доброжелательность и содействие со стороны других субъектов, которые в это время осуществляют свои собственные цели втех же ситуациях. Причем эти благожелательность и содействие должны быть устойчивыми и длительными. Вот с какого рода деятелем - или, как принято называть его в работах Парсонса, "актором" - имеет дело теория социального действия, которую строит Парсонс.
Перечислим еще раз то, что приходится принимать во внимание актору, совершающему социальное действие:
Во-первых, это его собственные интересы и потребности. Причем, по возможности, в широком плане: то действие, о котором идет речь в данный момент, плюс те действия, которые совершаются одновременно с ним, плюс те, которые предполагается совершить в будущем;
Во-вторых, необходимо принимать во внимание действия других людей, чтобы, по крайней мере, им не повредить. Это важно, поскольку чревато ответными санкциями и сопротивлением со стороны других. Так что очень желательно получитьих поддержку и содействие;
В-третьих, необходимо соблюдать интересы общества, выраженные в разного рода законах и положениях.
Очевидно, что при таком объеме анализа исследователю придется привлекать понятия психологии, социальной и общей экономики, политологии и проч. и проч. Все эти науки имеют свой понятийный аппарат и теоретические схемы, не совпадающие друг с другом, так что объединитьих вокруг данного понятия - труд совершенно неподъемный.
Парсонс пошел другим путем: он представил понятие "социальное действие" как сквозную единицу для всех перечисленных наук, которые в этой точке должны придти к единству и организоваться наконец в систему, оставаясь при своих концептуальных схемах.
Таким образом, основные характеристики общей теории Парсонса: социальное действие является точкой пересечения трех огромных сфер, которые мы уже выше обозначили как "Личность", "Общество" и "Культура". Оно лежит в том сегменте пересечения трех кругов, который является общим для всех. В "Личности" существуют не только потребности, интересы и проч., обусловливающие непосредственно каждое данное действие, но и масса других характеристик: ценности, установки, свойства личности - ее пороки и добродетели, - образ мышления, сфера знания и прочее, что к данному действию не относится, но может воздействовать на него косвенно. В сфере "Общество" располагаются те отношения с другими людьми, которые имеют значение для данного действия, а также масса других отношений данного индивида с другими и этих других между собой, - и вообще всех членов данного общества со всеми. В своей совокупности они также косвенно влияют на каждое данное действие, совершаемое в данном обществе. В сферу "Культура" входят нормативно-ценностные структуры, определяющие, как это действие должно быть совершено, а также как должны совершаться все прочие действия, как должны строиться отношения между членами данного общества и даже какие интересы, установки и свойства личности индивида считаются нормативными в данном обществе. Вся эта конструкция из трех сфер погружена во внешнюю среду, в которую входят природные условия, другие общества, физическая природа личности и прочее. И все эти сферы взаимодействуют между собой, а также со своей средой, как системы.
3. Технологический детерминиз
Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка, согласно которой:
- уровень развития науки, техники, информатики и технологии крупного современного производства определяет социально-экономическое развитие в целом;
- любое крупное технологическое изменение влечет за собой то или иное социальное изменение.
Технологический детерминизм
К началу XX века человечество создало новую техническую цивилизацию. Технико-технологические достижения вызвали определенные социальные изменения, в них социологи начинали видеть главную причину всех социальных изменений.
50-60-е годы XX века характеризовались господством технократических теорий. Они формировались на фоне веры в неисчерпаемые возможности науки и техники.
В 60-70-е годы резко проявились антигуманные последствия научно-технического прогресса и идеи технологических концепций подверглись резкой критике.
К 70-80-м годам технический прогресс распространился на все области, что создало основу для технологического оптимизма. Появились неотехнократические теории.
Неотехнократические концепции,в социологии имеют две ветви: теоретическую и эмпирическую.