Согласно парадигме символического интеракционизма люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.
Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для взаимодействия людей.
Этнометодологическая парадигма во многом схожа с феноменологической парадигмой, основным отличием является распространение использование методов этнографии и социальной антропологии в социологию. Согласно данной парадигме, социология направлена на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.
Заключение
Работы Дюркгейма оказали очень серьезное влияние на формирование и развитие социологии. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Благодаря Дюркгейму социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он самый первый стал читать лекционные курсы по социологии.
Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов - «Социологический ежегодник».
Эмиль Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
Согласно Дюркгейму главной целью социологии является открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей.
Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, методы, правила и процедуры определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес значительный вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.
В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.
2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
3. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899.
4. Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд. М., Библионика, 2006.
6. Социология. Учебник для вузов./ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева – М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
7. Смелзер Н. Социология. М., Феникс, 1994.
8. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.