Смекни!
smekni.com

Дюркгейм и его теория эволюционного развития (стр. 2 из 4)

2)социологию морали;

3)юридическую социологию;

4)экономическую социологию;

5)лингвистическую социологию;

6)эстетическую социологию.

Центральной социологической идеей, которая практически проходит через всё творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. В своём исследовании самоубийства он также связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной солидарности. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего, с ответом на вопрос: Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом?

-7-

В своём исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплочённости. Данная проблема рассматривается учёным, прежде всего в работе: «О разделении общественного труда».

Эта тема была постоянно в центре внимания социологии. Разделение труда - закон природы, подчёркивал Э.Дюркгейм, но он рассматривает этот вопрос не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества.

В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии 19 века идеи двух типов общества: традиционное и современное и выделяет два типа солидарности: механическую и органическую солидарность.

Органическая солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность-развитие личности. Именно разделению труда индивид осознаёт свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда. Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и проблем и конфликтов.

Дюркгейм дал одно из наиболее развёрнутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчёркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддаётся произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные

-8-

тенденции при воздействии на социальные процессы.

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества, как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем и науки об обществе - социологии.

Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер её отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность; оно ведёт к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это обстоятельство справедливо подчёркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарность и согласии имел под собой, во всяком случае, не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность не менее, а вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт.

Дюркгейм внёс важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчёркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую

-9-

по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внёс вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.

-10-

· 2.Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, то есть группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Социальное расслоение - процесс образования слоёв среди населения и его результат. Исходная точка этого процесса - социально однородное общество, т.е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых в современной науке социологии, - дифференциация и стратификация.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным. Поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешён. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество: закрытым или открытым.

П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звёздами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось Х и ось У. Кроме них П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная

-11-

стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Её основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Её подвиг, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, всё общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно

включает руководителей различного ранга и подчинённых.

Оперируя огромным статистическим материалам, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области и страны, которые бы год от года не становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америки. Бесцельные колебания совершаются циклически, за обогащением следует обнищание. Мелкие циклы - 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные - 40-60 лет.

Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.

Сравнив различные классы, эпохи и страны, он неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоёв общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют

-12-

периодические флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории, то, падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений - бедности и мировых цех, ведь изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса.

В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 году большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели её до соотношения 175:100.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер - начальник, рабочий - подчинённый. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

Так произойдёт, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчинённого, а как всего лишь работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдём из вертикальной в горизонтальную плоскость.