Смекни!
smekni.com

Проблема личности в русской социологии (стр. 2 из 5)

Таким образом, мы рассмотрели такие понятия как личность, человек, индивид, индивидуальность. В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на её развитие. Русские социологи обратили внимание, прежде всего, на развитие самого общества, которое возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Человек сам создает общественную среду и богатство социальных и духовных отношений, которые и служат определяющим источником го личностного развития. Отсюда следует, я считаю, что как общественное существо человек развивается целиком по социальной, заданной обществом программе. Источники формирования личности находятся вне её. Личность всегда несла и несет на себе отпечаток особенностей общественных условий, в которых она находится.

Указывая на определённую роль внешних влияний на развитие и формирование личности, русские социологи, не абстрагируются от биологической природы человека. Ведь, действительно, человек - природное существо, человек наделен природными силами, способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека. В чем же проявляется это влияние? На этот вопрос мы ответим в следующем параграфе.

2. Основные факторы развития личности

Русские социологи не только глубоко и всесторонне раскрыли те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показали взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие. Русские социологи обратили внимание, прежде всего, на развитие самого общества. Глубокой верой в человека, в его развитие и совершенствование проникнуты идеи В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и другие. Белинский В. Г. писал, что « создает человека не природа, но развивает и образует его общество»[5]. Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Н.Г. Чернышевский отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делает людей порочными, а ненормальные условия и дурное воспитание: « …Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности, ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду и, наконец, дурного общества, в котором с младенчества находится, и что у всякого почти, как бы дурен ни был он, остаются еще неизвестные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробудить в нем голос совести и чести, возродить его…»[6].

Личность, по мнению русского правоведа, историка и социолога Хвостова В.М., представляет собой социокультурное образование. Общество и культура накладывают свою печать даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол.

А.С. Звоницкая, первая женщинасоциолог в России, писала о том, что нельзя понять формирование личности в отрыве от социальной группы, что наше “я” всегда есть “я” социальное. Звоницкая подчеркивала, что все общественные отношения, все человеческие взаимоотношения и социальные связи имеют психическую природу. И здесь я с ней полностью согласна. Развитие личности происходит аналогично развитию общества, при этом Звоницкая имеет в виду не биологический рост индивида, а рост его сознания. Она подробно рассматривает процесс развития сознания, в котором выделялись три существенных момента (“проективный”, “субъективный” и “эективный”). Рост личности заключался в том, что личность постоянно воспринимает от общества “социальное наследство”. Социальная связь - это изменение в сознании людей, которые вступают в контакт. Социальная связь, по мнению Звоницкой, - центральный элемент социальной действительности.

По мнению русского социолога Мечникова Л.И., социологические законы не сводимы к законам природы, с их помощью нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимоотношений людей. “Общество — не механизмы и организмы, а также относятся к организмам, как эти последние относятся к механизмам. Говоря другими словами, законы биологические также неспособны объяснить нам явления общественности, как законы механические (считая, в том числе и химические) неспособны объяснять органическую жизнь” [7]. При этом все-таки он считал полезным проведение некоторых аналогий общества с биологическим организмом. Мерилом прогресса в общественной жизни, по мнению Мечникова, выступает солидарность. Солидарность может быть разной, в зависимости от того, помогают люди друг другу по принуждению или делают это добровольно.

По мнению Стронина А.И., общество — это организм, а социальные институты — это отдельные части организма. Общество так же, как и любой организм, имеет свое начало и свой конец. Движение общества (прогресс, регресс) совершается на основе биологических законов. Он писал, что нравственный упадок личности происходит в результате биологического вырождения человечества.

“Законы общественного развития также мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи. Но это вовсе не значит, что ”личность“ может игнорировать законы общественного развития. В самом лучшем случае она будет наказана за это тем, что станет в положение смешного Дон-Кихота”, - писал Плеханов[8]. Отметим, что Плеханов не придавал личности значение главной движущей силы истории, личность для него — это элемент общественно-исторического процесса, который начинает играть в нем существенную роль. Он писал, что определяющее значение исторической необходимости сосредоточено в действиях личности. Плеханов показал роль исторической инициативы и активности личности в историческом процессе на определенном этапе развития общества. При определении значения влиятельных личностей в истории он писал, что “влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменять индивидуальнуюфизиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами”[9]. «Проблема роли личности в истории рассматривалась Плехановым с разных сторон: личность и необходимость, личность и объективная закономерность исторического процесса, личность и историческая случайность, личность и развитие производительных сил и общественных отношений, активная роль личности в развитии исторических событий. Таким образом, им были разработаны основы теории личности»[10].

Б. А. Кистяковский, русский социолог, правовед, представитель неокантианства, писал, что общество - это психическое взаимодействие людей, что психика индивида под воздействием общества изменяется. Дисциплинирование человека, подчеркивал он, происходит в большей мере благодаря праву. Кистяковский отождествляет дисциплинированное общество с обществом, в котором развит правовой порядок. Внутренняя свобода человека достигается благодаря праву, игнорирование же его ведет к власти силы и росту несвободы.

Интересными мне показались и взгляды П. И. Новгородцева. Нравственность – это главный принцип личности. Новгородцев обращает внимание ,прежде всего, на внутренний мир личности, рассматривает нравственно-правовые императивы как посредники в отношении “среда — личность”. Но в то же время не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Личность выступает единственным источником сознательных решений, поэтому общество есть не что иное, как сознание отдельных лиц. Он указывал, что мы отличаемся от животных не тем, что наши нормы меняются со временем, а тем, что они у нас в отличие от них есть. Поэтому специфика социальных явлений в человеческой жизни заключается как раз в наличии норм. “Безусловное долженствование” выступает нравственной основой структуры личности и, в конечном счете, является главной творческой основой общества и культуры.

Укажем несколько положений, которые имеют, я считаю, существенное значение для социологии .

ПЕРВОЕ. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. ВТОРОЕ. Биологическое, я считаю, сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют феноменальную память, математические задатки и т.д., именно это и позволяет людям развиваться, влияет на их личностное формирование. ТРЕТЬЕ. Биологическое в развитии личности может проявляться самым неожиданным образом. Например, в книге « Пути в незнаемое» рассказывается об интересных опытах педагога А.И. Мещерякова по воспитанию слепоглухонемых.

Таким образом, биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это не означает тождества, равнозначности. Я согласна с теми русскими социологами, которые считают, что в развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу К.К. Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре.

Таким образом, сделаем некоторые выводы.

- Поскольку источники развития личности, как отмечает большинство русских социологов, находятся и вне личности, появляется возможность путем совершенствования общественных условий оказывать влияние на личностное формирование человека.

- Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения

- Главнейшей задачей общества является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности.


Глава 2. Русские социологи о проблеме личности