Необходимо отметить, что главным достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев считал открытие двух основных
методов познания общества - сравнительно исторического
(позволяющего представить статистическую картину общества,
его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене
ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный
срез). Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.
Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому. Это. Я считаю, позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального, о чем мы писали в первой главе реферата. Достижение общественного идеала реализуется исключительно
через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности
лежит в основании концепции индивидуализма субъективной
школы. Отметим, что к позиции субъективной школы близки взгляды Кареева на отношение субъективного и объективного. Суть их заключается в следующем. Безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе практических действий и в соответствии с идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.
Нельзя не отметить, поскольку реферат по истории социологии, что особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология. Русский социолог противостояние этих течений использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в. ; с середины 1890-х до 1917 г. ; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологии, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры. В определении её он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми.
Таким образом, мы рассмотрели психологическое направление в социологии, отметили ярких его представителей. Взгляд каждого русского социолога на проблему личности мне дорог и интересен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги проделанной работы. В первой главе мы рассмотрели такие понятия, как «личность», «индивид», « индивидуальность», разобрали проблемы об основных факторах развития личности с точки зрения русских социологов, показали роль активности личности в собственном развитии. В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Понятие индивид означает отдельного представителя человеческого рода. Индивидуальность характеризует непохожесть одного человека от другого.
Во второй главе мы рассмотрели взгляды представителей субъективной школы на проблему личности. Отметили, что видное место в социологии народничества занимало субъективное направление. Лавров утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих, именно в сознании личностями своей солидарности как с собой, так и с коллективностью»[23]. Движущая сила истории — “критически мыслящая личность”. Много внимания уделял Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, как мы видели, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью.
Психологическое направление. По мнению Де Роберти, все социальные явления можно поставить в один эволюционный ряд. Ряд, состоящий из семи общих категорий, выглядит следующим образом: 1.психологическое взаимодействие —2.общественные группы — 3.личность — 4.наука — 5.философия — 6.искусство —7. практическая деятельность. Мы отмечали, что писал Коркунов. Связь, которая соединяет людей в одно целое, объясняется отсутствием материальной связи. Общество - результат “психического единения людей”. На мой взгляд, Кареев много сделал в области изучения проблемы личности. Глубокую разработку проблем личности он считалглавным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслей и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов. Личность в теории Кареева - субъект истории.
Смысл понятия личность русские социологи раскрывают через понятие свободы, ответственности, самосознания и саморазвития. Личность в русской социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимодействий и субъекта социальной активности.
Меня всегда интересовало все, что связано с личностью, её развитием. Работая с литературой, я многое для себя открыла. Останавливаться не буду. Займусь социологией личности. Этот реферат - моя первая ступенька в данном направлении. А вообще, ещё Джон М. Темплтон писал, что «прогресс зависит от усердия».
Список литературы
1. Гусейнова Ф.Д. Социология. Учебное пособие, ч. 2. - М., 1997.
2. Антология русской классической социологии / под. ред. Клементьева и Панковой. - М., 1995.
3. Голосенко, Козловский.История русской социологии XIX – XX вв. - М., 1995.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии.- М., 1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. Социология: курс лекций. - М., 1996.
6. «Антология русской классической социологии» / под. ред.Клементьева и Панковой. М., 1995.
7. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. -М., 1998 .
8. Гидденс Э. Социология. –М., 1998.
9.Зборовский А.Г., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов.- М., 1995
10.Капитонов Э.А. Социология 20 века. - Ростов-на-Дону, 1996.
11.Комаров М.С. Введение в социологию. - М.,1994.
12.Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов Вуза.- Екатеринбург, 1999.
13.А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. - М.,1995
14.Нейл Смелзер. Социология. Учебное пособие для студентов.- М., 1994
15.Учебное пособие по социологии. Под редакцией Тадевосяна Э.В.- М.,1995
16.Социология: основы общей теории. Под редакцией Осипова Г.В. - М.,1996
17.Социология: Наука об обществе. Под редакцией В.П. Андрющенко.- Харьков 1996.
18.Социология. Под редакцией В.М. Лавриненко.- М.,1998
19.Фролов С.С. Основы социологии.- М.,1997
20.Основы социологии. Учебник для средних специальных заведений. Харчёва В. - М., 1997.
21.Волков Ю.Г., Ничипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. -Ростов-на дону, 1999.
22.Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.
23.Михайловский Н.К. Что такое прогресс?- Пг., 1922.
24.Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. филос. произ. В 5-ти т.-М.,1956.
25.Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991.
26.Педагогика: Учеб./И.Ф. Харламов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002.
27.Матвеев Ю.В. Социальная ориентация личности.-М., 1990.
28.Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России.- М., 1998.
29. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности// Личность как объект и субъект социальных отношений.-М.,1984.
30.Мясищев В.Н. Личность и отношения человека// Проблемы личности: материалы симпозиума.- М., 1969.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ СОЦИОЛОГОВ НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪКТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ СОЦИОЛОГОВ НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
[1] Педагогика: Учеб./И.Ф. Харламов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002. -С69.
[2] Социология: Словарь- справочник в 3-х томах.- Т2. -М., 1990.-С.71.
[3] А.И. Артемьев. Социология личности. 2-е изд.-М.: ООО «Арба Т-ХХI», 2001.-С.4.
[4] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991.-С.14.
[5] Белинский В.Г. Избр. пед. соч. М., 1982. стр 17
[6] Чернышевский Н.Г. Избр. Пед. Произв. М., 1953.стр 709
[7] Мечников Л.И. Школа борьбы в социологии. Дело.-Спб.,1884.№5.-С.41.
[8] Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Изб. Философские произведения. В 5-ти т.-М.,1956.Т1.,-С. 490.
[9] Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. филос. произ. В 5-ти т.-М.,1956.Т2.-С.326
[10] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С. 63.
[11] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.-М.:Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С.34.
[12] Там же, С.34.
[13]Лавров П.Л. Очерки вопросов практической философии. СПб., 1860.-С.10,94.
[14] Там же, С.9
[15] Там же, С.10.
[16] Миртов (Лавров П.Л.). Исторические письма. СПб., 1870.- С.79.
[17] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1984.-С.34.
[18] Собр. соч., вып. II, 90. Задачи понимания истории, С.30
[19] Михайловский Н.К. Что такое прогресс?- Пг., 1922.- С.84
[20] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С.39.
[21] Там же, С.40.
[22] Новикова С.С. История развития социологии в России: учеб. Пособие.- М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1996.-С.50-51.
[23] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1984.-С.34.