2) амбивалентно — транзитивный;
3) образовательный;
4) дивиантно-деликвитный.
1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер. Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, — со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.
Социальный статус студента, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.
Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.
2.Амбивалентно — транзитивный фактор обусловлен двойственно — переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.
3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает по сути высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, кк известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
4. Девиантно - делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.
Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.
1.4. Гендерные исследования
Соотношение понятий «пол» и «гендер». Приступая к анализу сущности и специфики гендерных исследований в целом и тендерного подхода в социологии в частности, необходимо начать с характеристики ключевых понятий: «пол» (sex), «гендер» (gender), а также связанных с ними терминов. Здесь мы сформулируем лишь общие, операциональные определения, которые по ходу изложения будем уточнять и углублять. Содержание традиционного понятия «пол» (sex): биологический пол. В английском языке разграничиваются понятия пола социального («gen-den) и биологического («sex»). Термин «пол» в смысле «sex» относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина» и «женщина». Пол обозначает, в первую очередь, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами. Пол характеризует мужчину и женщину в «природном», «естественном» качестве, как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями.
Но, как отмечает Н. Смелзер, различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер. И в настоящее время социологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Таким образом, вплоть до появления гендерной теории понятие пола было довольно простым. Под ним понимались биологические, психические и социальные особенности мужчин и женщин, причем биологические различия между ними считались основой для формирования и всех других различий, включая социальные роли. Культурная и историческая относительность половых различий и гендерных ролей необходимость развести понятия «пол» (sex) и «гендер» (gender). По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для человеческого существа. Р. Хоф подчеркнул, что «культурно-антропологические исследования предоставили важные сведения о многообразии приписываемых женщинам и мужчинам характеристик в разных культурах, эти работы ставили под сомнение до того времени казавшиеся очевидными биологические объяснения, так что разница в общественном положении женщин и мужчин не могла больше объясняться их половыми признаками. Как справедливо подчеркивает О.А. Воронина, «социальные понятия «женщины» и «мужчины» состоят из множества аспектов, набор которых зависит от того, какое общество мы изучаем. Традиционно женщине приписывают такие качества, как слабость («слабый пол»), пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине - совсем другие: силу, активность, рациональность, достижительность. Гендерный подход дал возможность более тонкой дифференциации социального поведения и статуса: наряду с мужчинами, ведущими себя так, как в данном обществе обычно ведут мужчины, и женщинами, ведущими себя так, как в данном обществе обычно ведут женщины, представляется возможность выделить женщин, ведущих себя так, как ведут мужчины, и мужчин, ведущих себя так, как женщины, и т.д. Исторически первая попытка ввести различение понятий пол и гендер была сделана психологом Робертом Столлером в 1968 г. Изучая в Калифорнийском университете транссексуалов, он пришел к выводу, что легче хирургическим путем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность.
Одной из первых обратила внимание на существование системы пол гендер - антрополог Гейл Рубин. Она пыталась разработать новый подход к описанию различения полов, которое является очевидной конституирующей формой организации при возникновении общества и культуры. Так биологическому полу (sex) был противопоставлен пол в значении вида (рода) - (gender). Это противопоставление должно было обратить внимание на социально-культурное конструирование сексуальности.
Анализ результатов социологического исследования ценностных ориентаций студенчества: гендерный аспект
Итак, будем проводить анализ каждого вопроса анкеты.
2.2.Линейное распределение ответов «отношение к себе и окружающим»
Таблица 1
Как Вы ведёте себя в новом для Вас коллективе?
Вариантыответов | Коды | Частоты | |
абсолютно | относительно | ||
Начинаю сам (а) вести беседы с новыми людьми | 01 | 12 | 55 |
Неохотно иду на общение, зато наблюдаю и делаю для себя выводы | 02 | 8 | 36 |
Стараюсь вообще не контактировать с мало для меня знакомыми людьми | 03 | 0 | 0 |
Свой вариант ответа | 1 | 5 | |
Всего | 96 |
По анализу этого вопроса можно сделать вывод, что почти половина отвечающих респондентов – 55% легко идут на контакт, это говорит о хорошей коммуникабельности, об общительности и желанию заводить всё больше новых друзей. Остальные, т.е. меньше половины – 36% в новом коллективе предпочитают сначала присматриваться к людям, в этом тоже есть свои плюсы. Человек наблюдает за новым коллективом, и сразу видит с кем ему проще будет общаться, он может для себя сделать выводы насчёт нового коллектива, ему будет легче найти подход к незнакомому человеку. И на третий вариант вопроса никто не ответил. Один человек написал свой вариант ответа – 5%: «Привыкаю, наблюдаю за всеми, потом знакомлюсь», но этот ответ очень близок со вторым вариантом - наблюдаю и делаю для себя выводы. В итоге я хочу сказать, что большая часть в группах 25092к, 25091 легко идут на общение и на контакт.