Но вернемся к идее гламура. Коммерческий интерес должен поддерживаться и потребителями. А гламур - вещь, требующая не только денег, но и большого количества свободного времени. Так мы приходим к мысли об элите, особенно - женской ее половине.
И ценность гламура взвивается на новый виток. Когда большинство потребностей удовлетворено, а дел, требующих творческой отдачи и напряжения всех душевных сил, нет и пока не предвидится, то приходит скука. И тогда происходит, как в стихах Григория Остера:
Главным делом вашей жизни может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, что важнее дела нет. И тогда не помешает вам ни холод, ни жара, задыхаясь от восторга, заниматься чепухой.
Эффектные прически и одежда, внешний вид должен привлекать к себе взгляды! Ну да, ‘гламурно’ - это не просто модно, это еще нарочито нарядно. Самой тяжелой задачей гламурных див может оказаться выбор туфель во время шопинга. Только и она решается просто - берется и то, и другое.
Все проблемы и вопросы снимаются инфантильным желанием нарядиться, ‘перестать быть собой - смертным, больным, усталым, неудачником - и стать еще одним счастливым клоном-картинкой’[1]. Это - главная точка притяжения: стать ‘другим’ простым ‘переодеванием’. И никуда от этой иллюзии и магии гламура не уйти.
Противостояние гламуру
Гламур с неприятием до ненависти отвергают те, кто сохранил черты традиционного мировоззрения или хотя бы на уровне интуиции чувствует хищную поглощающую пустоту гламура. Иными словами, ‘гламуру, как воплощению антитрадиций во всем, противостоят люди, так или иначе связанные с традицией’ [1]. От верующих христиан, прекрасно понимающих цену тщеславию и лоску, до мусульман, видящих в этом богопротивный разврат и тлетворное разложение Запада. В конце концов, скинхеды и панки, даже не относясь к традиции, стебут гламур исключительно через активное неприятие и отталкивание от него.
В то же время чем больше позиций в обществе занимает гламур, тем больше можно ожидать яростной ответной реакции на беззаботную роскошь, так часто провоцировавшую революции и бунты своей самодовольной эгоцентричностью. Поэтому хочется надеяться, что гламур запудрит мозги только тем, кто того заслуживает, тем, кто прошел точку невозврата.
Надо ли противостоять гламуру? Однозначно. Но как? Вырабатывать новую систему стиля? Если да, то только возвратив на законное место истинные духовные ценности взамен прижившихся иллюзий. Но не отталкивая гламур, а открывая глаза тем, кто еще не осознал истину, что король-то - голый! Превосходя иллюзорность гламура достоинством и внутренней духовной красотой каждого момента жизни.
И все же, когда из нас начали делать ряженых, а нашу жизнь превращать в шумный крикливый и бестолковый балаган? Неужто мы сами, добровольно, по молчаливому согласию пошли на это, поддавшись чарам великого гламурного Обмана??? Или все-таки по недомыслию, недооценив последствия? И самое главное: когда мы собой начнем управлять осознанно, не дожидаясь, пока наши ‘элиты’ поймут, кем и чем они взялись руководить?
Может, когда начнем отличать красоту этой жизни от глянцевого гламура, тогда и ‘элита’ наша станет не ‘элитой’, а лучшими из нас, как и требуется по определению? Может. Но мне почему-то кажется, что прямо сейчас пишется продолжение известного оруэлловского ‘Восстания животных’. И мы в нем потомки тех восставших.