Изменение характера и содержания труда, его индивидуализация делает возможным переключение работника по мере его желания или производственной необходимости с одного вида деятельности на другую. Гибкое, перенастраивающееся производство требует гибкости трудовой деятельности его участников. “Вызванные конкуренцией и движимые технологией тенденции к гибкости лежат в основе текущей трансформации структуры рабочей силы” – пишет М.Кастельс [1]. Это обстоятельство требует, в свою очередь, гибкой системы образования. Она должна не только изменять свое содержание адекватно изменяющимся обстоятельствам как технико-технологического, так и социального порядка, но и быть непрерывной, чтобы своевременно обеспечить работников производства нужными в его деятельности знаниями.
Таким образом, информатизация производства способствует переходу людей от одного вида деятельности к другому. Это стимулирует создание новых рабочих мест, особенно в области обработки информации.
В связи с этим следует сказать о том, что новая информационная технология изменяя характер и содержание труда, делая труд более производительным, ведет к сокращению трудовых затрат а, следовательно, сокращает число работающих и ведет к безработице. Многие традиционные для индустриального общества отрасли производства, осваивая новую технологию, вынуждены сокращать определенную часть рабочего персонала. Угроза роста безработицы конечно существует.
Не решен однозначно и более социально значимый вопрос о том, смогут ли люди адаптироваться к тем быстро происходящим социальным изменениям, которые вызваны информационно-технологическими нововведениями, что порой остается вне поля внимания государственных структур, занятых текущими делами. Это можно отнести полностью к нашей стране. Информатизация общества, особенно его социальный аспект не реализуется так гладко, как это представлялось в начале пути информатизации. В ходе своего развития информатизация общества преодолевает целый ряд противоречий.
Противоречия информатизации:
Проблема занятости населения. Новая информационная технология, с одной стороны, действительно, неминуемо будет сокращать и уже сейчас сокращает число рабочих мест, и это неизбежно, поскольку эта технология повышает эффективность трудовой деятельности. Возникает технологическая безработица, которую в свое время предвидел известный экономист К.Кейнс, писавший еще в 1930 году: “Эта безработица, возникающая в результате того, что изобретение новых способов экономии труда опережает появление новых областей применения рабочей силы”[7]. Параллельно сокращению старых видов деятельности информационная технология, модернизируя все народное хозяйство, создает новые рабочие места и даже модернизирует определенные традиционные отрасли труда. Нельзя сказать, что таким образом окончательно снимается вопрос занятости населения, однако это сглаживает то противоречие, которое возникает между модернизацией производства и занятостью его участников. “Таким образом, - заключает М.Кастельс, - информационная технология не вызывает безработицы, даже она явно сокращает затраты рабочего времени на единицу выпуска, но при информационной парадигме изменяются род рабочих мест, их количество, качество и характер выполняемой работы”[1].
Перестраивая трудовые процессы и работников, всю структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые, и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг.
Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”. “Постиндустриальное общество, - пишет Д.Белл, - основано на услугах”[8].
Слово “услуги” обозначает множество различных видов деятельности, которые отличны от деятельности в сфере промышленности или сельского хозяйства. Оно выражает как бы “остаточные” виды деятельности, охватывает все, что не входит в промышленность и сельское хозяйство. Услуговая деятельность предполагает функционирование транспорта, общественных служб обеспечивающих движение товаров, торговли, финансов, сферы личных услуг. Можно выделить три сферы информационных услуг:
- для населения (в основном развлекательные и финансовые услуги),
- для бизнеса (электронный обмен данными, реклама, торговля, групповые методы работы),
- для государства (данные для управления, информация о населении и для населения).
По мере информатизации общества и повышения эффективности трудовой деятельности людей занятость населения начинает перемещаться из сферы производства к сфере услуг. Наиболее быстрорастущими категориями работников становятся программисты, менеджеры, работники сферы образования, науки, здравоохранения. Переориентация производства на предоставление услуг и выработку информации многие исследователи считают фундаментальным признаком информатизации общества. При этом все большее количество работников в сфере услуг заняты деятельностью, связанной с информацией, ее получением, обработкой, распространением.
Рост производства услуг и информации изменяет традиционную для индустриального общества структуру общественного хозяйства. В эту структуру, предложенную в 40-х годах ХХ века известным экономистом К.Кларком, входили три сектора.
- Первичный – добывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство.
- Вторичный – отрасли обрабатывающей промышленности и строительство.
- Третичный – разнообразные услуги.
Сдвиг общественного хозяйства к сфере услуг, обработке информации дополняет трехсекторную экономическую модель еще двумя секторами, на которую разбивается сфера услуг. Непосредственно третичный сектор охватывает услуги материального характера – транспорт, связь, складское хозяйство.
- Четвертичный – торговлю, финансы, страхование и недвижимость.
- Пятеричный – личные, профессиональные, деловые услуги и услуги государственного управления.
При этом вторичный сектор становится производителем не только материальных благ, сколько информации и новых технологий, что ведет к изменению структуры материальных благ и услуг. С другой стороны, отрасли четвертичного и пятеричного секторов, ориентированные на производство и обработку информации и знания, приобретают первостепенное значение, как бы становятся первичным сектором. Они снабжают другие сектора важнейшим ресурсом для функционирования всей структуры общественного хозяйства.
Перестраивая трудовые процессы и работников, всю структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг. Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”.
Под воздействием изменений, происходящих в соотношении различных сфер человеческой деятельности изменяется и социальная структура общества– система социальных отношений между различными социальными общностями людей. Прежде всего, изменяется классовая структура. На одном полюсе постепенно набирает силу социальная общность, в которую входят представители обеспеченных семьей, получивших современное образование и занятых в высокотехнологичных отраслях хозяйства. На другом полюсе – не имеющие высокой образованности малоквалифицированные работники, которые заняты в еще сохранившемся массовом производстве, в примитивных отраслях сферы услуг. Вместе с тем возрастает роль интеллигенции, которая до сих пор выглядела как “прослойка”, слой, расположенный между основными классами и выполняющий функцию обслуживания этих классов. Теперь интеллигенция занимает не менее значимое место в социальной структуре, чем другие социальные общности, она является носителем интеллектуальной собственности, знаний, которые являются в информационном обществе главной социальной ценностью. Одновременно сокращается численно рабочий класс и происходит его разделение на различные слои. Влияние рабочего класса в общественной жизни снижается. М.Вебер: главным при определении сущности той или иной социальной общности является не вопрос о собственности, а хозяйственные интересы представителей этой общности. Не признавая полностью подобные утверждения, все же можно согласиться с тем, постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества.
Изменение социальной структуры общества в эпоху его информатизации и той роли, которую играет знание, не могут не оказывать влияние на власть, ее характер, функции, эффективность руководства обществом и т.д. В примитивных обществах власть опиралась на физическую силу, позже физическая сила сменилась силой экономической, ныне власть переходит к тем, кто обладает знанием. Насилие, богатство и знание – наиболее значимые атрибуты власти. Э.Тоффлер: “Существует немало различных “инструментов” и “уровней” власти. Среди них первостепенно важным являются насилие, богатства и знания... Знания дают власть высочайшего качества”[6].