Смекни!
smekni.com

Предмет, структура социологии права (стр. 2 из 10)

5. Основоположники социологии, процессы становления.Особая роль в развитии моральной, или социальной, статистики принадлежит бельгийскому ученому-есте­ствоиспытателю и математику Адольфу Кетле. Свои идеи он изложил в работе «Социальная физика, или опыт исследования о развитии человечес­ких способностей» (1835). С помощью теории вероятности он хотел разработать науку об обществе, имеющую статистическое и естественнонаучное обоснование, ко­торую он назвал «социальной физикой». Кетле уста­навливал определенные статистические закономернос­ти событий и действий и соотносил их с состоянием об­щества таким образом, чтобы можно было понять зако­ны человеческого общества и сформулировать их как социальные типы. Огюст Конт, современник Кетле, высо­ко ценил математику, но его «социальная физика» (он принял этот термин) не имела ничего общего со стати­стикой. Он считал, что социология, самая молодая из позитивных наук, хотя и строится на методах предше­ствующих наук, имеет свой специфический метод — сравнительно-исторический. К тому же Конт отдавал себе отчет в том, что теория и эмпирика взаимно обус­ловливают друг друга и потому чисто эмпирического метода быть не может. Во всяком случае, сам Конт однозначно склонялся к теории. Конкуренция между эмпирико-статистической наукой об обществе и теоре­тико-концептуальной социологией продолжала суще­ствовать как определенный аспект соотношения тео­рии и практики. Герберт Спенсер, английский социолог XIX века, был представителем либерального индиви­дуализма и отражал взгляды господствовавшей бур­жуазии. Напротив, его философски-научное творчество не нашло в Великобритании большого отклика, что, возможно, было вызвано его сильной натуралистичес­кой ориентацией. Герберт Спенсер оставил обширную интеллектуаль­ную автобиографию, которую, как он того желал, сле­довало считать «естественной историей самого себя».

6. Классическая социология права.

Эмиля Дюркгейма — выдающегося французского ученого, можно считать отцом академи­ческой классической социологии. Его восприятие обще­ства как морального порядка, а социологии — как науки о морали — вполне соответствует взглядам Конта. Общество для Дюркгейма — это прежде всего сово­купность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ори­ентирована на общество, а общество является целью лю­бого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. Французский правовед Леон Дюги в своем подходе к праву исходил из основных положений социологической концепции Дюркгейма. Используя введенное Дюркгеймом понятие «социальной солидар­ности», он рассматривает право как один из аспектов солидарности. Согласно Дюги, право имеет социальную природу и составляет социальный факт наряду с дру­гими институтами общества. Теоретический противник Дюги Морис Ориу, автор работы «Традиционная социальная наука», разработал теорию институции, базирующуюся на идее о том, что правовые отношения представляют собой систему социального равновесия, соединяющего и при­миряющего индивида и общество. Критикуя устарев­шие представления о предустановленном характере социального порядка, Ориу рассматривает порядок как нечто прогрессивно развивающееся. Правовые отно­шения выполняют функцию гармонизации противобор­ствующих личных и коллективных интересов. Право рассматривается Ориу как тотальный регулятор, урав­новешивающий все сферы жизнедеятельности общества. Евгений Эрлих, австрийский правовед, разработал концепцию, получившую название «свобод­ного права». Будучи основоположником социологии права, он призывал искать его истоки в социальных ассоциациях и существующем в них порядке. Эрлих прямо заявляет, что право определяет­ся социальными отношениями. Общество существует в ассоциациях, или союзах, которые Эрлих подразделяет на два больших класса — «самобытные» и «новые». К. самобытным союзам он относит все естественным пу­тем образовавшиеся социальные ассоциации: семью, род, семейную общину. Новые союзы — это ассоциа­ции, образовавшиеся в ходе целенаправленной деятель­ности людей: государства, политические партии, проф­союзы, производственные объединения и т.д. Макс Вебер — классик немецкой соци­ологии. В отличие от своих предшественников, он не считал социологию отдельной самостоятельной наукой, выводя «социологическую перспективу» из других наук, преимущественно из исторической политэкономии. Социально-философская концепция Вебера постро­ена на последовательном проведении идеи о том, что магистральное направление социального развития за­падных обществ составляет нарастание рациональнос­ти экономических отношений, системы социального уп­равления, духовности и культуры. Это всеобщее дви­жение от архаического мироощущения, основанного на традиции, к «расколдовыванию мира», то есть раскры­тию в нем рациональных смыслов и связей. Фердинанд Теннис , виднейший немец­кий социолог, вошел в историю социологической мысли благодаря книге «Община и общество». В то же время остальные его работы, а их насчитывается около 900, мало изучены, а его огромный вклад в социологическое изуче­ние преступности почти полностью проигнорирован.

7. Современная зарубежная социология права.

Жорж Гурвнч — французский мысли­тель российского происхождения — был учеником Петражицкого, однако его научные интересы далеко выхо­дили за пределы чистого права. Подлинные масштабы творчества Гурвича выявились именно в эмиграции. Наиболее значительными из его работ являются: «Социальный детерминизм и челове­ческая свобода», «Диалектика и социология», «Современное призвание социологии». Социологические взгляды Гурвича впитали в себя влияние марксистской диалектики, немецкой класси­ческой философии, французской социологии. Сам Гурвич называл свой подход к изучению социальной реаль­ности диалектическим гиперэмпиризмом, имея в виду, что исходным пунктом исследования должен служить эмпирический факт, от которого следует двигаться к более глубоким смысловым пластам. Согласно Гурвичу, опыт тесно связан с его теоретической интерпрета­цией, для которой никогда не может быть ничего окон­чательного, поэтому он сам называет свою концепцию релятивистской. Роско Паунд главный представитель американской социологической школы права, разрабо­тал концепцию, ставшую продолжением и завершени­ем теории свободного права Эрлиха. Основной идеей Паунда является восходящая к философии прагматиз­ма идея инструментального характера права. Это оз­начает, что «право в действии» (сформировавшийся практический правопорядок) гораздо значимее книж­ного права. Согласно Паунду, судебное нормотворче­ство должно преодолевать формализм законодатель­ства, приспосабливаясь к изменяющимся обстоятельствам. Толкотт Парсонс , выдающийся аме­риканский социолог, основоположник системно-функ­ционального подхода, оказал огромное влияние на раз­витие социологии как теоретической науки своими тру­дами, среди которых важнейшими являются «Струк­тура социального действия» (1937), «Социальная сис­тема» , «Система современных обществ» . На социологические взгляды Парсонса наибольшее влияние оказали идеи М. Вебера и Э. Дюркгейма. У Дюркгейма Парсонс заимствовал представление о со­циальной системе как особом типе реальности, несво­димом к простой совокупности составляющих ее инди­видов, и о функциональном характере взаимосвязи эле­ментов системы. Что касается Вебера, то его влияние сказалось в понимании роли социального действия ин­дивидов, их ценностной мотивации в формировании со­циальной системы.