Смекни!
smekni.com

Предмет, структура социологии права (стр. 3 из 10)

8. Значение понятия «право» в социологии.

Субъективное и объективное право. Даже первое поверхностное наблюдение позволяет прийти к выводу, что слово «право» используется в настоящее время в двух различных смыслах: субъективном и объективном. Принято считать, что субъективное право связано с индивидом или коллективом, выполняя по отношению к ним ту или иную функцию. Публичное и частное право. Одно из важнейших делений — это деление на публичное и частное право. К публичному праву относятся нормы, которыми руко­водствуются государства в своих взаимоотношениях (международное право) или которыми регламентиру­ются отношения между индивидами и объединяющими их коллективами (конституционное, административное право и т.д.). К частному праву относятся нормы, регу­лирующие взаимодействие личных интересов, напри­мер, гражданское или коммерческое право. Для социолога право — это прежде всего социальный феномен. С точки зрения социологии мы предлагаем следующее определение права: право это совокуп­ность обязательных для исполнения норм, определя­ющих социальные отношения, установленные группой для принадлежащих к ней индивидов в любой данный момент времени. В этом определении мы выделяем три элемента, тре­бующие пояснения: 1. Речь идет об общеобязательных нормах. 2. Эти нормы устанавливаются социальной группой. 3. Эти нормы изменчивы. Понятие «обязанности». Вне всякого сомнения, по­нятие обязанности является фундаментальным элемен­том права. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным, ведь слово «право» ассоциируется у людей преимущественно с идеей возможности, свобо­ды, то есть с понятиями, противоположными принуждению.

9. Социальные факторы изменения правовых норм и правовой системы.

Наблюдения убедительно показывают, что право под­вергается непрерывным изменениям. Эта истина дли­тельное время оставалась незамеченной. Дело в том, что на протяжении веков юристов интересовало только право их собственной страны и заботили только нормы, господствовавшие в их эпоху. Лишь недавно в програм­мах, методах и умах нашли отражение историческая точка зрения и сравнительный подход. Достаточно провести сравнение с юридическими системами прошлого, чтобы заметить удивительное разнообразие правовых норм, существующих на земном шаре. Греческие со­фисты и Монтень уже видели эту проблему. В конеч­ном итоге был сделан вывод, что нет такого правового принципа, который был бы универсальным и вечным Принципы, лежащие в основе естественного права, не могут служить доказательством обратного. Разумеет­ся, везде и всегда людям предписывается «жить чест­но», «отдавать каждому должное» и т.д, но это лишь самые общие нравственные нормы, которые не в состо­янии учитывать право, поскольку разные социальные группы по-разному понимают честность. За неимени­ем лучшего некоторые приверженцы естественного права изобрели понятие, которое назвали «естествен­ным правом с переменным содержанием» и которое, по правде говоря, содержит противоречие, поскольку в нем делается попытка осуществить невозможное — соединить идею незыблемого права с его изменяющи­мися элементами. Даже уголовное право подвержено постоянным изменениям. Ни один человеческий посту­пок не является сам по себе правомерным или пре­ступным. Преступления, кажущиеся нам ужасными, в некоторых социальных группах дозволены, а другие, например, нарушение определенных табу, которое у некоторых древних народов сурово наказывалось, ос­тавляют нас безразличными.

10. Право и другие нормативные системы.

Право и миф. Наиболее древней нормативной сис­темой является миф. В совокупности с ритуалом миф представляет собой исторически первую мировоззрен­ческую парадигму, содержащую и передающую из поколения в поколение принятые обществом нормы поведения и взаимоотношений. Миф играет настолько важную роль в жизни архаических культур, что его мож­но определить как драматическое повествование, струк­турирующее всю жизнь общества. Право и религия. Религия также представляет со­бой нормативную систему. Ее специфическими черта­ми являются следующие: религиозным нормам припи­сывается происхождение от сверхъестественного нача­ла, Бога; они доводятся до сведения людей через осо­бых избранных свыше лиц, получивших откровение, — пророков, или посредников между сакральным и профанным мирами; религиозные нормы абсолютны, они не допускают альтернатив или разночтений, и наруша­ющий их человек не подлежит оправданию; они не до­пускают также сомнений и опровержений, действуя как императивы; они предписывают определенные модели социального поведения на основе особого состояния души — веры. Право и мораль. Различие между правом и мора­лью тоньше, поскольку и то и другое находится в одной и той же плоскости, правда, мораль, даже та, которую принято называть «социальной», имеет гораздо менее выраженный социальный характер, чем право. Ее ис­тинной областью является индивидуальное сознание, тогда как предписания права имеют непременно кол­лективный характер и касаются в равной степени как социальной группы, так и заинтересованного лица. Натуральные обязательства. Мораль и право слиш­ком близки друг к другу, чтобы между ними не суще­ствовало промежуточной зоны. Мораль прежде всего — это огромный резервуар, из которого черпает право. По мере его усовершенствования требования права становятся все более настоятельными и из обыкновен­ных обязанностей превращаются в обязанности юри­дические. Хотя и реже, но имеет место и обратный процесс; существуют правовые нормы, которые перестают подкрепляться юридическими санкциями и опи­раются лишь на сознательность. Противоречия между правом и моралью. Тесные связи между моралью и правом могут в некоторых слу­чаях порождать конфликты. Может, в частности, слу­читься, что та или иная норма, установленная в право­вом поле, будет отвергаться членами сообщества из моральных побуждений.

11. Социология права и юриспруденция.

В со­временных правовых обществах роль судьи, казалось бы, должна сводиться к тому, чтобы, руководствуясь готовым законом, вывести из него решение примени­тельно к конкретному случаю. Однако, если поразмыс­лить, все выглядит не так просто. Такая теория пред­полагает, что законодатель наперед ответил на все воп­росы, стоящие перед судьей. Но ведь очевидно, что за­конодатель не в состоянии предвидеть все многочис­ленные и сложнейшие проблемы, выдвигаемые соци­альной жизнью. К тому же надо принять во внимание, что правовые институты имеют по существу динамич­ный характер. Текст же закона строг или, по крайней мере, обладает минимальной гибкостью. Таким образом, он по определению не способен отвечать новым по­требностям общества, которое находится в постоянном движении. В крайнем случае закон, противоречащий тре­бованиям изменившегося общества, перестает действо­вать и негласно отменяется обычаем. Однако обязанность судьи опираться на букву закона в определенных случаях приводила к тому, что суды практически вводили новое право, хотя при этом создавалась видимость формально­го применения только существующих законов. В том, что касается права собственности, они сыграли правотвор­ческую роль, которую часто сравнивали с ролью претора в Риме, и поэтому сейчас говорят о преторской функции юриспруденции. Эта роль состоит в том, чтобы прида­вать текстам законов то расширительное, то ограничи­тельное толкование, но в любом случае толкование, от­личное от обычного смысла закона, вложенного в него первоначально законодателем, поскольку этот обычный смысл больше не подходит к новым условиям. Эта работа по интерпретации заслуживает того, чтобы мы на ней немного остановились. Судья по уголовным делам имеет возможность отка­зать в возбуждении дела или закрыть следствие. В виде редкого исключения он может использовать аргумен­тацию по аналогии. Что касается гражданского права, то здесь недостаточность или неясность закона не явля­ется основанием отказа в судебном разбирательстве, но ставит сложную проблему его толкования.

12. Понятие социальной структуры.

Понятие «структура» означает «строить» или «соединять». Общество — это система реальных от­ношений, в которые вступают люди в своей повседнев­ной деятельности. Как правило, они не взаимодейству­ют друг с другом случайным или произвольным обра­зом. Их отношения характеризуются социальной упо­рядоченностью. Такая упорядоченность переплете­ние взаимоотношений людей в повторяющихся и ус­тойчивых формах называется социальной струк­турой. Она находит свое выражение в системе соци­альных позиций и распределении в ней людей. Понятие «социальной структуры» выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой ре­гулярностью и постоянством. Социальная жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные груп­пы, позиции и институты, которые взаимозависимы или функционально взаимосвязаны. Взаимосвязанные ха­рактеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напро­тив, индивидуальные предпочтения формируются и ог­раничиваются социальной средой. Иными словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.