Смекни!
smekni.com

Предмет, структура социологии права (стр. 4 из 10)

13. Социальная норма.

Социальные нормы это всеобщие постоянно дей­ствующие предписания, регламентирующие челове­ческое поведение, которые прямо или косвенно ориен­тируют индивидов на распространенные в данном обществе ценностные представления и предполага­ют их практическую реализацию. Нормы призваны регулировать поведение людей в различных ситуа­циях. Они формируют социальные ожидания по от­ношению к индивидуальному поведению каждого чле­на общества и поддерживаются санкциями. Нормы всегда связаны с ценностными представлениями, су­ществующими в сознании людей. Речь идет не о лич­ных, субъективных ценностных представлениях, а о таких, которые имеют всеобщее значение в обществе или социальной группе. Такие представления восприни­маются индивидом как нечто объективно существующее независимо от воли конкретных людей. Важнейшей характеристикой социальных норм яв­ляется их всеобщность, общепризнанность. 1. Права человека. Это наиболее общие правовые нормы, составляющие глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющиеся основой позитивного права, исходящего от государства. 2. Принципы права — основные идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права. 3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»), относятся к нормам позитивного пра­ва и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы жизни страны, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена совершенно определенно и непосредственно, без возможных изменений и тем более искажений, допускаемых иногда парламентом — представительным органом народа. 4. Нормы, изданные государством, или централизованные (государственные) нормы, разрабатываются и принимаются государственными органами. 5. Корпоративные нормы. На современном этапе раз­витые страны отказались от сословного деления обще­ства и от корпоративных норм в прежнем понимании это­го слова, а именно как норм отдельных слоев общества. Корпоративные нормы развитого права это прави­ла поведения, разрабатываемые в организациях (кор­порациях) и распространяющиеся на их коллективы. 6. Договорные нормы формулируются граждана­ми, организациями для урегулирования вопросов, по которым закон молчит либо даст субъектам права воз­можность определиться самостоятельно. Договорное со­глашение и содержащиеся в нем договорные нормы обя­зательны для сторон, его заключивших, а также для суда, который, возможно, будет рассматривать спор между участниками договора.

14. Социальные роли.

Под «социальной ролью» понимается определенный набор моделей поведения и ожиданий, определяемых специальными нормами, обращенными от соответ­ствующей группы (или нескольких групп) к облада­телю определенных социальных позиций. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специ­альных норм дает в итоге регулярное и потому пред­сказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию интеракция. Под «социальной ролью» следует понимать обуслов­ленный ситуацией, актуализированный в ее существенных моментах, заученный способ поведения, который известен обществу и признан им. Такой способ поведения становится присущ индивиду после того как он его выучил и перенял. Актуализируя опре­деленное поведение, индивид соответствует типизиро­ванным ожиданиям, которые обращены к нему как но­сителю социальной позиции в ситуациях определенного типа. Понятие «способ поведения» отражает тот факт, что роль представляет собой совокупность связанных друг с другом и переживаемых в единстве элементов поведения. Во втором определении понятия социальной роли не исключается, что часть ролевых ожиданий обладает нор­мативным характером, следовательно, также гаранти­руется санкциями. Однако здесь налицо динамичный характер ролевой игры. Часть ожиданий остается от­крытой: ожидается, что носитель роли как-то справля­ется со своими ролевыми обязанностями. Это проявля­ется в конкретных ситуациях. Конечно, на основе таких ситуаций возникают новые привычки, а в конце концов и обычаи, из которых образуются новые возможности ориентации для партнеров по интеракции. Из испы­танных временем обычаев возникают прочные нормы.

15. Социальные группы.

Человек — не просто социальное существо. Его свое­образие заключается в том, что в силу своей природы он стремится к отношениям в маленьких, обозримых группах. Он не только вырастает в семье, но и пытает­ся искать связи с малыми группами в течение всей дальнейшей жизни. Если последнее ему не удается, это наносит серьезный ущерб его личности. Ощущение при­надлежности к большой массе людей или включение в крупную организацию не компенсируют ему этого не­достатка. Когда стремительные социальные изменения или возросшая социальная мобильность вырывают людей из связей в малых группах, это приводит к дезинтеграционным явлениям, к отчуждению, аномалиям, увеличению числа психических заболеваний и т.д.Не все социальные структуры обладают характером групп. В разговорной речи и в специальной литературе по социологии слово «группа» выступает в самых раз­ных значениях. Только за одним из этих значений мож­но закрепить понятие «социальная группа». Например, с точки зрения статистики, члены профессиональной группы не образуют социальной группы. О социальной группе можно говорить в том случае, если работники образуют профсоюз и общность профессионального положения дает основание для формирования группы.Прежде всего нужно упомянуть две категории групп, которые не считаются «социальными группами». Это: а) статистические группы (например, группа с оди­наковым доходом, возрастная группа, профессиональ­ная группа). б) референтные группы. Мы оцениваем себя и зада­ем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различ­ных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или кон­тркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также разли­чаются. Референтные группы это социальные еди­ницы, на которые индивид ориентируется в оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий.

16. СИ-устойчивый комплекс норм, правил, симво­лов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетво­ряются основные жизненные и социальные потребно­сти. Каждый институт выстраивается вокруг стандарт­ного решения определенного набора проблем. Инсти­тут семьи строится вокруг проблем воспроизводства рода, социализации и материального обеспечения де­тей; экономические институты — производства и реа­лизации товаров и услуг; политические институты — защиты граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты — усиления социальной соли­дарности и согласия; институты образования — пере­дачи культурного наследия из поколения в поколение. Праву свойственны все общие черты социальных ин­ститутов: наличие определенных функций, иерархии, нормативной стороны и культурно-идеологических сим­волов. Рассмотрим частные особенности права как со­циального института. Право — важнейший фактор со­циального порядка. Оно обеспечивает социальную ста­бильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоци­ального поведения. Право выступает гарантом стабиль­ности и предсказуемости в общественных отношениях. Нормы права регулируют все важнейшие стороны об­щественной жизни, контролируют работу государствен­ных учреждений и организаций. Как нормативное об­разование право участвует в формировании структу­ры общества, контролируя пределы допустимого в де­ятельности индивидов и государства. Право тесно связано с политической жизнью обще­ства, выступая как инструмент политики. Наконец, право выступает составной частью ценностной систе­мы общества, отражая и воплощая ценности, харак­терные для этого общества.Функции права: Интегративная. -право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающего его порядка. Регулятивная -Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль универсального социального регулятора. Охранительная -направленная на защиту индивидов, групп и организаций от возможных нарушений их прав и ущемления
интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправных. Коммуникативная - -право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, каковым является общество. Социализирующая. -Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и оставалась стабильной, необходимо, чтобыподрастающеепоколение глубоко усвоило социальные ценности и нормы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка.

17. Об­щество это объединение людей, имеющее закреп­ленную совместную территорию, общие культурные Ценности, социальные и правовые нормы, характери­зующееся осознанной социокультурной идентичнос­тью (самопричислением) своих членов. Исторические типы обществ:Общества охотников и собирателей — самая ран­няя форма организованной социальной жизни. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственно­сти, постоянной армии, политической и правовой сис­темы, а также письменности.Огороднические общества. Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Более эф­фективные хозяйства позволяют получать излишки — товары и услуги сверх тех, что необходимы для выжива­ния. Эти излишки становятся фундаментом для социаль­ной стратификации; специализации некоторых экономи­ческих, политических, правовых и религиозных ролей; воз­никновения более сложных форм культурной и социаль­ной структуры.Аграрные общества. Изобретение плуга 5—6 тыс лет назад стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Развивается письменность. Возникли писаные кодексы законов: законы Хаммурапи, зако­ны Солона, законы XII таблиц, римское право и т.д. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению госу­дарственной власти, расширению подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов. Порож­дения аграрных обществ — египетские пирамиды, до­роги и акведуки Древнего Рима, мировые религии, ве­ликие философские учения, светские (римское) и рели­гиозные (иудаизм, ислам) правовые системы.Индустриальные общества. Около 250 лет назад про­мышленная революция породила индустриальные обще­ства, производственные и экономические системы кото­рых базировались на машинной технике. Правовая сис­тема этих обществ отличается большой сложностью и выступает в качестве одной из ветвей власти.Постиндустриальное обществоПраво претерпе­вает глубокую трансформацию, обусловленную влия­нием различных социокультурных контекстов, плюра­лизма мнений. Право понимается как культурно обус­ловленная дискурсивная форма, основанная на отри­цании предсуществующей системы ценностей как сво­его рода метанормы, иерархически превосходящей дру­гие нормы и лежащей в фундаменте позитивного пра­ва. Релятивизируются критерии рациональности и ис­тинности, различные культуры и общества оспаривают контроль над системой норм, каждая из социальных групп населения видит и оценивает право и закон со своей собственной точки зрения. Типы социальных и правовых структур.Элементарная социальная структура, В структу­ре такого типа главным принципом, регулирующим со­циальные отношения, выступают родственные узы. В та­ких обществах отношения внутри группы регулируют­ся правом, а вне группы — силой. Осуществление пра­восудия, таким образом, ограничивается пределами группы. Полу элементарная -Здесь уже намечается дифференциация родственной власти и политической. Помимо правовых отношений, суще­ствующих внутри родственных групп, возникают вне­шние связи и отношения, которые, как правило, явля­ются продолжением внутригрупповых связей. Напри­мер, заключаются брачные союзы .В таких обще­ствах существует только два источника права: миф и обычай. Полу сложная -политическая и родственная власть четко разделены между собой. Здесь одновременно со­существуют три источника права (миф, обычай, закон). Отсюда вытекает тройная организация судебной сис­темы: семейное правосудие, общественное (или межсе­мейное) правосудие, правосудие политической властиСложная -существует в некоторых традиционных обществах, но все-таки ее типичным примером являются запад­ные общества начиная с античных городов-государств, где государственный закон выступает основным источ­ником права.