Смекни!
smekni.com

Лекция по Социологии (стр. 2 из 12)

8.

9. Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки, а не на воображении и догадках.

10. О. Конт сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого сводится к тому, что общественное сознание, познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На последней, позитивной, стадии общественное сознание основывается преимущественно на строго научных наблюдениях, позволяющих выявлять и формулировать законы природы и общества. Общество, по мнению О. Конта, представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. При этом человек по отношению к обществу выступает как социальный субъект, но не как автономная личность. О. Конт ввел в научный оборот понятия "социальная динамика" (механизм функционирования и развития общества) и "социальная статика" (социальная структура общества и взаимоотношения между ее элементами). Основными законами, которым по его мнению подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономические (законы движения небесных тел), климатические и расовые.

11. Органическая теория Г. Спенсера стала логическим развитием идеи О. Конта об обществе как целостном организме. Общество, по мнению Г. Спенсера, представляет собой целостную систему взаимодействия природных (главным образом биологических) и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом и не могут существовать вне этой связи.

12. Г. Спенсер разработал "Теорию социальной эволюции", в соответствии с которой прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества, по Г. Спенсеру, являются: 1) интеграция – переход от простого к сложному; 2) дифференциация – переход от однородного к разнородному; 3) возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. Важнейшим условием стабильности общества он считал социальное равновесие, достигаемое путем приспособительных действий, гармонии личных и общественных интересов, взаимных компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

13. Теория социального реализма Э. Дюркгейма также связана с идеями О. Конта. Однако научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии.

14. Сущность социального реализма, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признаками социальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

15. Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности.

16. Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: 1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; 2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию. М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия: 1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели; 2) ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия; 3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; 4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

17. 2.2. Исторический материализм К. Маркса.

18.

19. Социологическая теория К. Маркса и его многочисленных последователей, известная как марксизм, занимает особое положение среди общесоциологических теорий XIX века. Это связано со следующим: 1) с глубиной и масштабностью охвата социальной реальности (все человечество на протяжении всей его истории); 2) со своеобразием диалектико-материалистического метода исследования; 3) с попыткой практической реализации основных положений теории в СССР и некоторых других странах мира. И хотя в последние годы научные идеи К. Маркса подвергаются основательной критике, его вклад в становление и развитие социологии бесспорен.

20. Марксистская социология, более известная как исторический материализм, основана на материалистическом понимании истории. Ее важнейшие принципы: 1) признание закономерности общественного развития, то есть, признание того, что в обществе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между процессами и явлениями; 2) принцип детерминизма, означающий признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, важнейшей из которых является связь между производительными силами и производственными отношениями, определяющая способ производства материальных благ; 3) признание своеобразия развития общественных процессов (их качественного отличия от процессов природы, состоящего в диалектической взаимосвязи между объективными закономерностями и субъективной, сознательной деятельностью людей); 4) утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества, которое легло в основу учения об общественно-экономических формациях.

21. Общественно-экономическая формация (ОЭФ, см. рис. 1) – это "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером" . Основными характеристиками той или иной ОЭФ являются: 1) способ производства; 2) социальная структура ( 4.1); 3) экономический базис; 4) политическая надстройка; 5) духовная жизнь. Важнейшее место среди них принадлежит способу производства – материальной основе жизни общества, опосредующей все остальные общественные процессы (социальные, политические, духовные). При этом основное противоречие каждой эпохи, заключающееся в возрастающем несоответствии между уровнем и характером развития производительных сил и производственными отношениями, приводит к качественному изменению способа производства и, соответственно, к смене ОЭФ. По мнению К. Маркса, в истории человечества произошла последовательная смена четырех ОЭФ: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. На смену капиталистической формации должна прийти коммунистическая.

22.

23. Марксистская социология сформулировала четыре основных объективных закона развития общества: 1) об определяющей роли способа производства; 2) о соответствии производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; 3) об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке; 4) о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

24. 2.3. Социологическая мысль в России XIX – начала ХХ века.

25.

26. Социология в России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Однако в нашей стране эта наука приобрела некоторое своеобразие, состоящее в следующем: 1) большинство теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность – они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий; 2) их создатели стремились осмыслить и теоретически обосновать социокультурное своеобразие России.