Смекни!
smekni.com

Религиозность современной молодежи (стр. 2 из 6)

В этой связи анализ интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в современном российском обществе с учетом роли христианских религиозных институтов выдвигает в качестве ведущей аналитической категории – межрелигиозную конфликтогенность. При этом общероссийские конфликтогенные тенденции пока не имеют религиозной базы, т.к. в их основе лежат острые социальные проблемы, в то время как ни одна из конфессий пока не смогла выразить идею защиты социальной справедливости на языке религиозной доктрины и облечь ее в доступную для масс форму. Следует учитывать также фиксируемый посредством социологических опросов фактор внерелигиозной ориентации устойчивой группы населения постсоветской России (до 50% населения).

Роль и влияние христианского фактора в современной России в первую очередь связаны с религиозной самоидентификацией части населения и уровнем религиозности (т.е. с долей верующих в общем составе населения страны). Однако трудности для их изучения создает то, что религиозный состав населения в ХХ в. специально изучался только однажды – в ходе переписи населения 1937 г., когда свыше половины населения СССР заявили о своей религиозности. Во Всероссийской переписи населения 2002 г., несмотря на предложения ученых Российской академии наук, вопросы о конфессиональной принадлежности отсутствовали.

В результате сегодня официальные службы (Министерство юстиции, Госкомстат) не располагают современными, полными и достоверными данными о количестве верующих как по стране в целом, так и по отдельным регионам и религиозным направлениям. При отсутствии статистических данных по индивидуальной религиозной принадлежности исходными материалами для определения численности той или иной конфессии может служить количество зарегистрированных в российских органах юстиции религиозных организаций соответствующего направления и данные социологических опросов.

1.2. Социология религии как отрасль социологического знания

«Место, отводимое социальными науками изучению религии, долгое время оставалось довольно курьезным. Над наукой о религии довлели одновременно и идеологическое давление, и идеологическая защита. В этой науке преобладали очень важные и зачастую просто блестящие теоретические формулировки. В ней присутствовали теоретическое описание и вместе с тем пренебрежительное отношение ко многим вопросам, входящим в ее сферу. Кроме того, практически никакого внимания не уделялось хлебу насущному любой науки, а именно, проверке важнейших теоретических утверждений с помощью контрольного наблюдения.

Подобная ситуация стала меняться с началом второй мировой войны. В Европе и в Америке научное изучение религии получает все более ощутимую поддержку. Простые обобщения по поводу религиозных институтов и религиозного поведения заменяются их детальным анализом, в котором преобладают точные сравнения. Все более ясно ощущается необходимость принимать во внимание различия в классовой принадлежности, бразовании и другие социальные факты для проведения более точных обобщений относительно религиозного влияния или, напротив, влияния на религию. В это время появляется ряд специализированных журналов, занимающихся публикацией исследований в области религии.

Целый ряд проблем, поднятых в исследованиях по социологии религии в этот период, показал, что эта дисциплина не является некой тайной, доступной лишь посвященным в нее специалистам, работающим в строгочерченных рамках научного интереса. Напротив, изучение социологии религии подразумевает работу в наиболее важных сферах, анализ общества и культуры в актуальном для определенного периода времени контексте. Без самого тщательного изучения религиозных групп и религиозного поведения невозможно заниматься проблемам» социальной стратификации, социальных изменений, межгрупповых отношений, политической социологии, бюрократии, социального консенсуса и диссенсуса, социологии конфликта, изучать эволюционные процессы недавно образовавшихся наций и общностей, — и это далеко не полный список научных проблем, связанных с социологией религии.

Изучение общества должно быть изучением религии, и изучение религии должно быть изучением общества. Социология религии — одна из отраслей научной социологии. Она является связующим звеном между теологией и социологией; религия есть пределенный исходный факт, базис, а социология дает возможность научно постичь его.

Социология религии не зависит от ценностных ориентации социологов, она объективна и беспристрастна. Она изучает эмпирические явления, пытаясь делать обобщения относительно взаимосвязей между религиозным поведением и другими типами социального поведения.

Социология религии оперирует рядом интегрированных и проверяемых утверждений, соотносящихся с более широкими теоретическими схемами общей социологии. Выдвигаемые гипотезы должны быть явными, определенными и формулироваться таким образом, чтобы оставалась возможность их эмпирической проверки.

Исследователь должен, прежде всего, совершенно адекватно понимать современную социологическую теорию и методы ее исследования. Он должен быть абсолютно объективен в своих трактовках религиозных фактов; кроме того, он должен быть глубоко заинтересован в изучаемом материале и хорошо знать его. Среди социологов есть такие, которые считают себя "религиозными", другие "антирелигиозными", а третьи — скорее индифферентны к религии. Социологи двух первых групп часто страдают недостатком объективности, а третьи— недостатком интереса к развитию социологии религии.

Ученые, занимающиеся социологией религии, не владея социологической теорией и методологией, тем не менее могут сделать немало полезных и точных наблюдений, но вряд ли их открытия привнесут что-либо новое в развитие социологической теории религии, так как поднимаемые ими проблемы структурированы иначе, чем этого требует общепринятая социологическая теория.

Несмотря на почти неисчерпаемый запас сведений о примитивных и цивилизованных религиях, об истории церкви, о сектантских движениях и на огромный запас религиозных материалов в письменном виде как то: проповеди, официальные публикации церковных приходов и т.д., — ощущается большой недостаток эмпирического материала, без которого трудно делать какие-либо адекватные обобщения. Кроме того, очень трудно бывает судить о достоверности большей части имеющихся данных. Практически все дошедшие до нас сведения о первобытных религиях основаны на наблюдении лишь одного человека и совершенно непроверены другими исследователями.

Детально разработанные теории социологии религии построены главным образом на дошедших до нас записях двух-, трех- или двадцатипятивековой давности, когда проблемы проверки, достоверности и особенно проблемы полноты отражения религиозной действительности не стояло. Это, конечно, не означает, что не может быть построена какая-либо стройная теория на основании изучения такого материала, но означает только то, что какие-либо определенные выводы в этом случае делать недопустимо.

Кроме того, большую часть данных, доступных и приемлемых для использования социологами религии, не с чем сопоставить, сравнить, а, следовательно, такого рода информация практически неверифицируема. Используя такие данные, весьма затруднительно делать обобщения и формулировать выводы.

С этим связана и еще одна проблема, которая заключается в том, что данные, которые собирают, не руководствуясь определенной научной концепцией, чаще всего имеют совсем незначительную научную ценность. В идеале же эмпирический материал должен собираться относительно проверяемых гипотез. Но лишь незначительная часть информации, с которой приходится работать социологу религии, отвечает этому требованию, действительно приносящему немалый успех.

Разумеется, такое использование гипотез таит в себе немалую опасность. Тем не менее, такого риска едва ли, возможно избежать, предаваясь голому эмпиризму или используя лишь данные, соотносимые в процессе их сбора с другими гипотезами — скрытыми или явными, имплицитными ли эксплицитными.»[4]

1.3. Сегодняшний выбор молодежи

Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое - по сравнению с данными доперестроечного периода

явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что "религия мешает развитию науки", "религия - удел старушек" и т. д.).

Сейчас очень активно проводятся всяческие программы, направленные на молодое поколение. Например, в эти дни проходит молодежный крестный ход «Святой Покров», организованный РПЦ. В свою очередь, мусульманская молодежь Москвы провела 21 сентября ифтар (торжественную трапезу) в одном из столичных кафе. А уж что касается различных акций, направленных против наркомании или распространения СПИДа, то им несть числа. Особенно активны на этом поприще протестанты.

Само собой, все это находит отклик в сердцах молодежи. Многие, например, стремятся ближе познакомиться с исламом, не пугаясь навязанного ему отрицательного имиджа. Другие молодые люди, ведомые своими мотивами, обращают взоры в сторону христианства. Активную миссионерскую деятельность проводит православная молодежная организация «Покров», действующая при одном из храмов в Ясеневе.

Невероятно сложно сказать какие именнл факторы способствуют популярности того или иного вероучения. Еще труднее сказать, что же молодым людям не нравится. Рационально выбрать себе «веру по вкусу», как, например, кресло или автомобиль, просто нельзя. Здесь действуют иные механизмы.