Молодой ум горяч, часто его не проймешь величавой суровостью христианства или ислама. Юношеский максимализм вкупе с духом противостояния массовой культуре, «попсе» увлекает горячие головы в дебри новых религиозных движений. Вот уж где можно развернуться, особенно если учесть, что интерес ко всякого рода оккультным и эзотерическим знаниям подпитывают современные СМИ. Бесчисленные квазинаучные передачи, разгадывающие одну тайну за другой, на самом деле ставят больше вопросов, чем находят ответов.
Оккультизм и эзотерика всегда впечатляли и будут впечатлять молодые неискушенные умы. Интрига, страсть познать то, что другим недоступно, налет таинственности. Велико искушение всем этим заинтересоваться. Мода на альтернативную реальность делает свое дело: увлечение фантастикой и фэнтези, ролевыми играми всех мастей. Грань между реальностью и вымыслом бывает порой настолько тонка, что становится неразличима. Еще одним катализатором выступают невесть откуда взявшиеся в неизмеримом количестве потомственные и доморощенные колдуны, ведьмы и маги, целители и экстрасенсы.
Доступная литература (а в книжных магазинах теперь есть отдельные стенды, которые так и называются – «эзотерика») может превратить увлечение магией из рождественского гадания на топленом воске в дело пусть не всей жизни, но, во всяком случае, многих лет. И действительно, есть группы молодых людей, которые на своих собраниях проводят различные магические обряды и ритуалы. Причем многие такие группы – это не детище однодневного увлечения троих одноклассников, а полноценные сообщества с иерархией, обрядами инициации, доктриной.
Ни для кого не секрет, что молодые люди часто образуют субкультуры по самым разным признакам, как правило, таким критерием выступает музыка. Часто бывает так, что субкультура предлагает некоторый образ духовного развития своего адепта. Среди любителей тяжелой музыки шире распространено увлечение неоязычеством и сатанизмом (в очень широком смысле), чем среди представителей других молодежных течений. Что приводит молодых людей на капище или на черную мессу? Круг общения, мода, а может быть – настоящая вера в Сварога и Велеса? Ответы могут быть самыми разными.
1.4. Социологические исследования
«Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%; безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%.
Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с
духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.
Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.
Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.
Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы: 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.»[5]
Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам, а так же конфессиональных.
Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.
«Более сдержанная позиция молодых верующих проявляется по некоторым пунктам. Например, в ответах на вопрос, нравится ли им в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочное "да" высказали 9,2% верующих и 6,8% неверующих.
Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются и в степени проявления интереса к политике (среди группы
неверующих в 1,5 раза больше, чем в группе верующих, тех, кто внимательно
следит за политической информацией в стране), а также в степени участия в
работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т. д. (в
течение последнего года группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных акциях). Приведенные данные говорят о том, что верующие менее склонны к открытым формам протеста: в случае значительного ухудшения жизни молодежи и их семей готовы принять участие в различных акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся, 4,1% верующих в сверхъестественные силы, 9,5% безразлично относящихся к религии и 15,7% неверующих.»[6]
«Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.»[7]
1.5. Методологический раздел
Данную проблему лучше всего изучать методом опроса. Источником информации в данном случае может служить словесное или письменное суждение человека. Отталкиваясь от нашей темы лучше выбрать анкетирование, как метод опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. Анкета это - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Таким образом можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Тема веры является достаточно интимной стороной человеческой жизни. Анкета обеспечивает анонимность, в связи с чем повышается и уровень достоверности данных, полученных в результате опроса.
2. Эмпирическое исследование
2.1. Интрепретация основных понятий:
Проблемы, влияющие на религиозность современной российской молодежи.
Первичные социализации:
1. Атеизм среди близких родственников
2. Наличие религиозного воспитания
3. Морально-психологическое состояние в семье
4. Отношение к религии в семье
5. Религиозные традиции в семье
6. Традиции чтения молитв в семье
Личностные убеждения:
1. Посещение церкви
2. Наличие религиозной литературы дома
3. Наличие предметов культа в домашнем обиходе
4. Заинтересованность в религии
5. Вера в экстрасенсов и в сверхъестественное
Возможные причины отсутствия религиозной литературы дома:
1. Атеизм среди родителей
Возможные причины отсутствия предметов культа дома:
1. Атеизм среди родителей
2. Отсутствие сочетания с интерьером дома
Религиозность современной молодежи определяют следующие позиции:
- Моральная удовлетворенность после общения с духовными лицами
- Воспитание
- Семейные молитвы
- Традиции религиозных праздников в семье
- Доступность религиозной литературы