Смекни!
smekni.com

Анализ явления красота (стр. 1 из 3)

Министерство образования РФ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат по курсу социальной антропологии:

Анализ явления: красота.

Выполнила

Довгаленко Ирина

СЛ-92 Iкурс

ФГО НГТУ

.

г. Новосибирск 2010г.

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………...3

2.Глава 1-Понятие явления…………………………………………4

3.Глава 2- Структура явления………………………………………5

4.Глава 3- Диалектика явления……………………………………..7

5.Глава 4- Современная проблематика явления…………………..8

6.Заключение………………………………………………………..10

7.Список литературы……………………………………………….11

Введение

Социально-антропологический подход явления «красоты» может в полной мере отразить все свойства, и предоставить подробное описание явления с социальной точки зрения. Что несомненно может помочь объяснить в чем заключается суть предоставляемого нам понятия.

Красота– наряду с благом и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство, делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

В своем реферате я выясняю что такое красота, как менялось понятие красоты у общества с течением времени, как разные великие люди давали определение явлению «красота» его понятие и структуру.

Глава1

Понятие красоты достаточно обширно. Да и стоит ли упоминать о том, что каждое поколение, каждый век устанавливает «свое» понятие красоты. Как однажды сказал великий философ -«…красота- это мир, в котором мы живем». Думаю стоит сказать, что прежде всего когда говорят о красоте, подразумевают внутреннею, или внешнюю. Она есть у всего, что существует на этой земле.

Посмотрев разные толкования в разных социологических, энциклопедических, и философских словарях я нашла такие определения :

1. Красота́ — эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное.

В общем смысле красота — высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

2. Красота — это «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала».

3. По словам советского ученого и писателя Ивана Ефремова, красота — высшая степень целесообразности в природе, гармоничного соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

4. Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории.

5. Согласно Божественному Принципу, любовь - это "эмоциональная сила, которую субъект дает объекту", а красота - это "эмоциональная сила, которую объект возвращает субъекту".

6. Платон, например, описывал сущность красоты в терминах самой красоты, а именно в виде Идеи красоты, существующей в объекте, и говорил: "Красота - это звуковое и визуальное удовольствие

7. Кант описывал красоту как "субъективную целесообразность объектаили" "форму целесообразности объекта".

8. Красота - это объективная совокупность моральных качеств и физических черт какого-либо субъекта, способная вызывать положительные эмоции, выражающиеся в эстетическом восхищении и искренней симпатии.

9. Красота – это собирательный образ. Если имеется в виду внешность, то красота складывается не только из приятных черт лица и гармоничной фигуры, но и поведения, речи и общего образа человека.

10. Красота – крайне абстрактное понятие. Можно определить только описательно – это совокупность неких качеств (как правило, визуальных), которые доставляют моральное удовлетворение индивидууму, воспринимающему эти качества.

То есть, обобщив можно дать такое общее определение, что красота не есть абстрактное понятие, она существует как самостоятельное явление, как могучая самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом на все живущее.

Глава2

Красота – наряду с благом (добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство, делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка. Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.