Смекни!
smekni.com

Мигранты как объект социальной работы (стр. 1 из 7)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I. Положение мигрантов в современном обществе

1.1. Миграционные процессы и их социальные последствия в современной России ……………………………………………………………………………5

1.2 Современные социальные и психологические проблемы мигрантов......12

Выводы по главе I………………………………………………………..........19

Глава II. Социальная работа с мигрантами

2.1.Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами…….……...20

2.2.Правовые аспекты социальной работы с мигрантами ………………...26

2.3 Социологический аспект социальной работы с мигрантами…………..27

Выводы по главе II…………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………………33

Приложение……………………………………………………………………35

Введение

Одной из характерных особенностей современного общества и современного мира является значительное повышение степени «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Это явление влечёт за собой большой спектр возможных последствий, одно из которых – различные по своим масштабам, интенсивности, направлениям и темпам миграционные потоки. Сегодня миграция стала одной из важнейших черт общественной жизни и одним из
оснований для возникновения, существования и обострения многих социальных и личностных проблем.
Для успешного решения этих проблем необходимы не только политическая воля, наличие соответствующих ресурсов, возможностей и опыта, но и определённые теоретические изыскания и наработки, которые позволяют, во-первых, достаточно чётко определить сами понятия «миграция», «миграционный процесс», «мигрант» и другие. Во-вторых, очертить предметную область исследования и практической деятельности, в-третьих, вскрыть внутреннюю неоднородность рассматриваемого явления, его основные тенденции и закономерности.
Миграция, миграционный процесс – это перемещение, переселение людей,
связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев. Такие перемещения могут быть следствием раз-
нообразных причин, как социального характера (войны и притеснения по каким-либо признакам и основаниям), так и природного (стихийные бедствия) и осуществляться в не менее разнообразных границах.
Будет ошибкой рассматривать миграцию как явление, которое свойственно только современному обществу. Примеры более чем масштабных миграционных процессов можно найти в истории многих стран и народов: исход евреев из Древнего Египта, Великое переселение народов, происходившее на европейском континенте в VIII-IX веках и сформировавшее во многом этническую карту современной Европы, потоки эмигрантов и беженцев, явившихся следствием войн и революций в ХХ веке. В современном мире, по оценкам ряда экспертов,в миграционные потоки вовлечено около 60-ти миллионов человек. С конца 80-х – начала 90-х годов в эти процессы активно включилась и Российская Федерация, причём, участие россиян в современных миграционных процессах приобретает массовый характер. Так, отдельные виды миграционных потоков, начиная с 1988 г., выросли по таким показателям как численность мигрантов и
интенсивность их перемещения от 3-х до 5-ти раз. Эти и подобные
им обстоятельства заставляют внимательно исследовать такое социальное явления как миграция и его возможные последствия, как для общества в целом, так и для отдельного человека.
Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в
процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного
порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:
- социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само-
реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);
- политические (преследование по политическим мотивам, политический
протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов);
- этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этническим
признакам, стремление к этническому воссоединению);
- религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломниче-
ство);
- военные (военные действия на определённой территории и желание лю-
дей избежать их возможных последствий);
- экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологиче-
ские катастрофы и т.п.)[Кузнецова, 2002, 13].
Необходимость исследования миграции как социального явления заключается не только в выявлении его очевидных негативных составляющих, но и в понимании позитивных последствий, которые вытекают не из самого явления, а из социальных, политических и экономических последствий ее упорядочения.

Объектом исследования являются мигранты.

Предметомисследования является социальная помощь маргиналам на примере мигрантов Российской Федерации.

Цель исследования: выявление особенностей социальной помощи маргиналам на примере мигрантов.

Задачиисследования:

1) Рассмотрение социологического аспекта социальной работы с мигрантами;

2) Изучение правовых аспектов социальной работы с мигрантами;

3) Рассмотрение последствий миграции;

4) Анализ перспектив социальной работы с мигрантами;

5) Выяснить характеристику проблем миграции в современном обществе;

6) Получить информацию об особенностях оказания социальной помощи мигрантам в России;

7) Рассмотрение мигрантов как объекта социальной работы.

Глава I. Положение мигрантов в современном обществе

1.1 Миграционные процессы и их социальные последствия в современной России

Распад СССР и падение «железного занавеса» активизировали принципиально новые для нашей страны массовые перемещения людей стрессового характера, затмившие и по масштабам, и по остроте порождаемых ими проблем прежние «нормальные» миграции, мотивированные преимущественно экономическими (смена работы, поиск лучшей жизни) либо личными причинами (учеба, брак). Конечно, «нормальность» при анализе миграций — понятие очень растяжимое; весьма редко люди ищут «добра от добра» и в большинстве случаев действует классическая модель выталкивания-притяжения. Что касается стрессовых миграций или, как их принято сейчас называть, вынужденных, их особенностью является явный перевес выталкивающих факторов над факторами притяжения. Еще больше это относится к так называемым насильственным миграциям, когда люди в экстренном порядке покидают насиженные места, спасаясь от погромов и вооруженных конфликтов.

В конкретных постсоветских условиях еще одной важной особенностью вынужденных миграций стала их этническая подоплека, что позволило ряду ученых выдвинуть термин «этническая миграция» в противовес все еще распространенным трактовкам постсоветских миграций как экономических. Этническая миграция — это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности.

Не нуждается в специальных разъяснениях то, что оба названных выше типа недобровольных миграций — насильственные и вынужденные, имеют яркую этническую окраску. Именно с жертвами насильственных перемещений Россия впервые столкнулась еще до распада СССР — это люди, бежавшие от армянских погромов в 1988 г. в Сумгаите и в 1990 г. в Баку, турки-месхетинцы, спасавшиеся от погромов в Фергане (1989 г.); потом был Нагорный Карабах, чечено-ингушский конфликт, гражданская война в Таджикистане, военный конфликт в Приднестровье, война в Абхазии, война в Чечне. Одновременно активизировались начавшиеся еще задолго до распада СССР передвижения русскоязычных жителей бывших советских республик в Россию, поскольку образование новых независимых государств привело к резкому ухудшению положения русских и представителей других этнических групп, считающих родным русский язык. «Старший брат» оказался в роли дискриминируемого этнического меньшинства в чужих государствах, приобретающих с разной степенью интенсивности этнократическую окраску.

В силу исторической специфики колонизации периферийных территорий бывшей Российской, а затем советской империи, русскоязычное население концентрировалось в крупных городах (преимущественно столичных) и индустриальных центрах. Так, под данным последней Всероссийской переписи населения 2006 г., городскими жителями были 70% русскоязычного населения в Киргизии, 77% — в Казахстане, 85-95% — в Армении, Грузии и Азербайджане, 94-97% — в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении.

Таким образом, в Россию приезжают люди со специфическим менталитетом «среднеазиатских русских»; отсюда возникновение социо-культурных барьеров между «местными» и «приезжими», особенно заметных и болезненных в сельской местности. Кроме того, отмеченные обстоятельства обуславливают особую социально-профессиональную структуру мигрирующего населения, что затрудняет трудоустройство на новом месте жительства[Ионцев, 2005, 10].

На территории бывшего Советского Союза после его распада по достаточно скромным оценкам около 5 миллионов человек по разным причинам покинули свои дома. В частности вооруженные конфликты в Таджикистане и на Кавказе породили более 2-х миллионов мигрантов.

Распад огромного государства сделал проблему миграции одной из самых актуальных. От серьезности государственного подхода к ее решению во многом зависит не только экономика, но и нравственный климат в новых независимых государствах, и в первую очередь, в России - правопреемнице Советского Союза. Однако эта проблема до сих пор не была осознана как приоритетная российскими властями, наивно пытавшимися репрессивными мерами по отношению к мигрантам удержать русскокультурное население там, где его застал распад Советского Союза. Вслед за федеральными властями изощряются в ограничениях прав мигрантов в регионах России, считая приток населения не ценностью и признаком благополучия, а тяжкой обузой.