Характерно, что доля государственной бюрократии и занятых в государственном секторе в российском среднем классе значительно выше, а доля управленцев и предпринимателей - ниже, чем в западных обществах. Однако устойчиво принадлежат к среднему классу, пожалуй, лишь управленцы, предприниматели и самозанятые. Специфика нынешней ситуации в переходном российском обществе заключается в том, что принадлежность ко всем остальным социально-профессиональным группам отнюдь не гарантирует попадания и закрепления в среднем классе.
Примечательно, что от 65 до 75% нынешнего российского среднего класса занимали аналогичную ступень социальной лестницы и в начале периода рыночных реформ. Таким образом, обновление его происходит не только за счёт притока из других слоёв общества, сколько за счёт адаптивных способностей представителей позднесоветского среднего класса. Поэтому сегодня в России средний класс, с одной стороны, весьма лабилен, а с другой, - представляет собой конгломерат социально-профессиональных групп, интересы которых в сложившихся условиях трудно привести к "общему знаменателю". К тому же на разнохарактерность профессиональных интересов накладываются факторы поколенческой и весьма высокой территориально-поселенческой дифференциации (что не типично для устойчивых рыночных обществ).
Неоднороден средний класс и в имущественных отношениях. В результате, как показало исследование, имея ряд точек соприкосновения на уровне базовых ценностей, по целому ряду позиций ( в особенности касающихся оценки как собственного положения , так и нынешнего положения страны и перспектив её развития) различные слои среднего класса весьма существенно расходятся. Более того , в отличие от западных обществ, где нижний слой среднего класса составляет значительную, а то и подавляющую часть общества, в нынешней России данный слой - по своему статусу, доходу, уровню и качеству жизни, ментальным особенностям - гораздо ближе к бедным, чем к собственно среднему классу.
К факторам, препятствующим становлению среднего класса как целостной общности, следует отнести и явную ориентацию нынешней власти на интересы преимущественно верхнего слоя общества. Если на Западе главный ресурс среднего класса - прежде всего , это профессиональные опыт и знания, его "человеческий капитал", то в России эта логика оказалась деформированной: для многих, особенно в верхнем слое СК, путь к успеху лежал не через накопление знаний и опыта, не через трудолюбие, а через близость к "большим деньгам" и связям. Невозможность реализации большинством представителей среднего класса своих социальных запросов блокирует формирование устойчивой, а, главное, общественно одобряемой модели поведения. В результате образ типичного представителя среднего класса - усердного работника, хорошего семьянина, добросовестного налогоплательщика, лояльного гражданина - пока не складывается.
Нет и явных признаков формирования в среднем классе групповой идентичности с точки зрения роста уровня самоорганизации, взаимодействия, причём даже по защите собственных интересов. Уровень востребованности легальных и легитимных каналов отстаивания интересов крайне низок, каждый рассчитывает только на себя, свои силы и на ближайшее окружение. Именно этим объясняется тот факт, что голос среднего класса практически не слышен ни в общественной, ни в политической жизни страны.
Таким образом, российский средний класс - не фантом, но на сегодня это - молчаливое меньшинство.
Среди функций среднего класса выделяют две “классические”. Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы.
Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса. [3]
Среди характеристик среднего класса, не наблюдающихся у россиян, претендующих на этот статус, хотелось бы, прежде всего, отметить отсутствие экономической самостоятельности. представители среднего класса в России находятся в сильной зависимости от власти, которая в один момент может сделать их маргиналами, от произвола чиновников обладающих широким диапазоном разрешительных функций, от законодателей, которые могут обложить их непосильными налогами.
Не соответствует российский средний класс высоким западным стандартам и по уровню доходов. Разумеется, в стране есть страта, чей уровень доходов соответствует среднему классу в развитых странах. Однако в условиях бедной страны семьи с доходом в 1000$ на одного члена семьи в месяц относятся участниками к высшему классу. В свою очередь семьи с душевым доходом в 150$ на одного члена семьи в месяц, относящихся в России к низшей страте СК, принадлежат на Западе к категории бедных. Главным здесь является то, что у представителей среднего класса нет стабильности в получении доходов. [4]
Сначала реформы, а затем и осенний кризис 1998 г. ударили по разным группам и отдельным представителям среднего класса по-разному. Чем же обусловливалась эта разница? Что с точки зрения самих россиян важно, чтобы добиться в жизни успеха и суметь удержаться на завоёванных позициях?
Таблица № 5 .Степень важности тех или иных условий для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни.
Условия благополучия. | Очень важно. | Довольно важно. | Не очень важно. | Совсем не важно. | Трудно сказать. |
1.Происходить из богатой семьи.2.Иметь образованных родителей.3.Самому иметь хоро-шее образование.4.Быть честолюбивым.5.Иметь хорошие спо-собности.6.Упорно трудиться.7.Иметь нужные зна-комства.8.Иметь политические связи.9.Национальность.10.Место,откуда чело-век родом.11.Политические убеждения.12.Пол.13.Неразборчивость в средствах, нахальство. | 18.619,757,131,959,556,446,912,74,73,02,66,810,9 | 34,839,531,641,933,932,440,219,211,010,17,619,721,4 | 26,127,08,917,04,37,89,432,938,832,932,436,319,5 | 15,411,31,74,21,21,92,223,537,349,444,130,723,3 | 5,02,40,75,01,11,61,211,88,24,613,36,624,9 |
Из предложенных респондентам 13 факторов, способствующих достижению успеха в жизни, в ответах чётко выделилась группа факторов-лидеров: хорошие способности, хорошее образование, упорный труд. Все они более чем половиной опрошенных были оценены как "очень важные" факторы успеха. Несколько меньше число респондентов, но очень близкое к половине (46,9%), назвали среди этих факторов также наличие нужных знакомств.
Как оказалось, огромное значение имели те характеристики людей, которые были связаны с их личностными особенностями. В этом плане несколько расплывчатое понятие "хороших способностей", которые сами россияне считали главным фактором успеха, приобрело определённую конкретизацию. Что же это за способности?
В первую очередь, это готовность и умение жить в условиях конкурентной рыночной экономики и ориентация на индивидуальную свободу как высшую ценность. Не случайно высший и средний слои СК качественно отличаются от нижнего слоя СК и бедных по желанию жить в обществе индивидуальной свободы, а не в обществе социального равенства.
Кроме особенностей, связанных со степенью индивидуалистичности сознания, включая готовность к индивидуальной ответственности, немалое значение для достижения успеха имели и моральные установки, точнее - готовность к нарушению определённых моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия.[9]
В числе специфических черт российского общества - относительно низкая вертикальная межпоколенная мобильность в нижнем слое СК. Если в странах Европы представители этого класса, как правило, совершают статусный "рывок" по сравнению со своими родителями, то в России они остались либо на тех же, либо даже на более низких статусных позициях. А ведь именно в этом слое сосредоточена значительная часть населения России! В то же время тенденции, характеризующие социальную мобильность низшего класса - бедных, в Европе и России идентичны.[4]
Заключение.
В целом, опираясь на полученные данные, можно сказать, что процесс формирования среднего класса, способного жить в условиях рыночной экономики и демократии, в России всё-таки идёт, хотя и крайне противоречиво. И дело не только в том, что за короткий исторический срок качественно изменить социальную структуру общества, складывающуюся десятилетиями, сформировать устойчивое самостоятельное и в экономическом, и в политическом отношении сословие очень трудно. Проблема - в самом качестве нынешнего "рынка" и "демократии". Когда реформы буксуют, а разочарование в демократических идеалах постперестроечных времён налицо, растут социальная поляризация и отчуждение граждан от общества и государства. Получается, что сама логика осуществления российских реформ - против создания в нашей стране мощного среднего класса.
Тем не менее, наш анализ показывает, что даже при неблагоприятных экономических условиях в России есть социальные слои, которые по общепринятым критериям могут быть отнесены к среднему классу. Причём если до кризиса 1998 г. к нему, по данным всероссийского мониторинга РНИСиНП марта 1999 г. можно было отнести до 25% трудоспособного населения, то ныне к его составу могут быть причислены около 18% россиян (1,0-1,5% представители верхнего и 16-17% - среднего слоя СК; особо следует подчеркнуть, что по результатам исследования группа, первоначально охарактеризованная нами на уровне гипотезы как средний слой СК, в современных российских условиях к среднему классу отнесена быть не может, и в этом важное отличие России от западных обществ). В абсолютных числах - это не менее 12-15 млн. взрослого населения. Как видно, несмотря на всю глубину негативного воздействия кризиса на российское общество, прослойка в нём среднего класса выстояла, продолжает жить и работать.(1)