Смекни!
smekni.com

Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 2 (стр. 2 из 3)

а) символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);

б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);

в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).

Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него".

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно бытьрациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным множеством. Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты.

Рассматривая общее влияние функционализма на социологию, результаты анализа отношений индивида и общества, элементов и системы, можно отметить, что это влияние состоит в обосновании автономии социальной системы по отношению к своим элементам, т. е. социальным действиям. Иными словами, функционализм направлен не на непосредственное выведение ценностей культуры и социальных институтов из потребностей или социальных действий, а на обнаружение связей между легитимной общественной системой, потребностями и социальными действиями. Это одна из центральных тем социологии Парсонса.

Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения». Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается, прежде всего, в:

1) символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);

2) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);

3) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию.

Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ееосновными составляющими элементамиявляются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.

Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация - это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

Окончательно структуру социального действия определяют:

1) система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

2) принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

3) существующие средства и условия.

Таким образом, формализованнаямодель системы социального действиявключает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.

Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.

Дифференциация- это неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы.

Интеграция- это рост целостности системы благодаря появлению и упрочнению новых взаимодополняющих связей и координации между частями.

Т.Парсонс различает три типа общества:

1) примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

2) промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

3) современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

II. Теория социального конфликта

Т.Парсонс понимает общество по преимуществу как сбалансированную систему. За это его концепция подвергается резкой критике со стороны представителейтеорий социального конфликта, считающих конфликты основными и неизбежными процессами в обществе. Это утверждают прежде всего марксисты. Из немарксистов наиболее известен немецкий социологРальф Дарендорф(р.1929), автор книги «Социальный класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957).

Теория конфликта разрабатывалась и немецким социологом Г.Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е, в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы, были разработаны концепции позитивно-функционального конфликта Л.Козера (США), конфликтной модели общества Р.Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США). В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К.Боулдинга (США), М.Крозье, А.Турэна (Франция), Ю.Гальтунга (Норвегия) и др.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

1) функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

2) «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

3) функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

4) функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

5) гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

6) оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

7) оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

1) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

2) уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

3) абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

4) представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

5) сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

6) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

7) смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

8) возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Синтез структурно-функционального и конфликтного подходов осуществилЛьюис Козер(р.1913) в книге «Функции социального конфликта» (1956). Он обращает внимание на то, что в зависимости от характера социальной структуры тот или иной конфликт может быть как источником распада системы, так и средством ее стабилизации. Конфликт коренится в социальной структуре, его протекание зависит от нее. С другой стороны, конфликт – источник изменения социальной структуры: он способствует образованию новых групп, становлению внутригрупповых и межгрупповых отношений, в том числе отношений власти, стимулирует нормотворчество и социальный контроль, способствует созданию новых институтов.

Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.