Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных теоретических разработок.
Однако в настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.
4. Место социологии в системе наук
Место объекта социологии. Для решения вопроса о месте социологии безопасности в структуре социологического знания, необходимо, прежде всего, определить место самой социологии в генетической классификации наук. Это, с одной стороны, позволит уточнить наше представление об объекте и предмете самой социологии. С другой стороны, это является важнейшим методологическим основанием для понимания внутренней структуры социологии как науки. Дело в том, что содержание социологии, как и других наук, определяется не только содержанием объекта исследования, но обязательно включает в себя всю систему связей объекта социологии с объектами пограничных с нею наук.
Известно, что методологическим основанием классификации основных естественных наук является генетическая классификация форм движения материи, которые являются объектом их изучения. При этом науки располагаются друг за другом в таком же порядке, как и формы движения материи в историческом развитии природы. Уже в линейной классификации наук, предложенной Ф.Энгельсом, социальная форма движения материи замыкает этот генетический ряд форм движения. Это означает, что в ряду наук о формах движения материи наука о социальной форме движения материи занимает положенное ей место.
Обратимся к критериям выделения форм движения материи, чтобы лучше представлять себе материальную систему, способом существования которой выступает социальная форма движения материи. Во-первых, это должна быть саморазвивающаяся система, которая состоит из специфического вида материи и условий существования. Под видом материи мы понимаем материальное образование, обладающее формой отражения адекватной способу ее существования. Условия существования представляют собой элементы внешней по отношению к системе среды, которые включены во взаимодействие с видом материи и преобразованы им в элементы среды, без которых вид материи существовать не может. Социальным видом материи являются люди, наделенные сознанием, без которого невозможно существование общества, невозможно само материальное производство. Средства производства и различные социальные вещи представляют собой элементы природной среды, преобразованные людьми в важнейшие элементы материальной и духовной культуры. Все основное содержание общественной системы как носителя социальной формы движения материи также создается в процессе материального производства. Подчеркивая эту сущность высшей формы движения материи, Ф.Энгельс называл ее экономической.
Во-вторых, социальная форма движения материи должна быть генетически и структурно связана с низшими формами движения материи: биологической, химической и группой физических форм движения. Люди, домашние животные и растения, а, следовательно, и все биологические компоненты сельского хозяйства, управляемые человеком технологические процессы в химической промышленности, атомная энергетика и т.д. – все это примеры включения низших форм движения материи в состав высшей социальной формы движения, где они приобретают новые свойства.
В-третьих, именно эта система- носитель высшей, социальной формы движения материи обладает специфическими формами пространства и времени. Проблема социального пространства и времени, обсуждаемая в социологической литературе, на наш взгляд, имеет целый ряд преимуществ перед ее естественнонаучным аспектом. Социологи не страдают физикализмом в изучении этих форм бытия движущейся материи и не сводят их к обыденному пониманию.
Таким образом, социальная реальность, изучаемая социологией, представлена отдельными странами как саморазвивающимися системами. В основе каждой из них лежит социальная форма движения материи в ее конкретно-историческом содержании. Каждая из стран обладает своим социальным пространством и временем.
В этом отношении социология ничем не отличается от основных естественных наук - географии, биологии, геология и т.д., объектами изучения которых являются саморазвивающиеся системы различных уровней объективной реальности. Общество как система социального уровня организации является основным объектом исследования в социологии.
Внутренняя структура социологии. Аналогия объекта социологии с объектами основных естественных наук является своеобразным методологическим подходом к пониманию внутренней структуры самой социологии. Так, например, в географии, которая больше других наук близка к социологии и также обладает сложным внутренним делением, носителем географической формы движения материи /географический тепловлагообмен/ являются саморазвивающиеся системы, состоящие из объектов гидросферы и тропосферы, а также из скульптурных форм рельефа. Сущность такой системы-географический тепловлагообмен изучает физическая география. Это высший теоретический уровень географического знания, характеризующий систему как целое. А такие науки как, например, климатология, гидрология, океанология, криолитология и геоморфология изучают соответствующие части этой целостной системы. В социологии такой системой является общество.
Не вступая в дискуссию по более точному определению объекта и предмета социологии, обратим внимание на существование, кроме общей социологии, частных социологических дисциплин, связанных с изучением конкретных социальных объектов и явлений. Каждая из этих дисциплин отражает одну из четырех сфер социологического исследования: экономическую, политическую, культурную и социальную. Объектом изучения каждой из них является социальная корреляционная система, в которой субъектом корреляции является социальный объект или явление, на которое оказывают влияния все другие компоненты общества.
Таким образом, социология изучает не только общество в целом как саморазвивающуюся систему, но исследует и корреляционные системы, в которых труд, личность, семья, наука, религия и т.д. выступают как субъект адаптации к другим элементам общества.
Рассматривая внутреннюю структуру социологии, мы не касаемся сложной проблемы соотношения социологии с социальной философией. Отметим только, что область перехода от социологии к социальной философии, представляет собой высокий теоретический уровень социологии, представленный социологической картиной мира. Как и в естествознании, где каждая из основных наук конкретизирует философские, диалектические категории применительно к своей целостной системе, научная картина социальной реальности в социологии представляет собой конкретизацию таких категорий как саморазвивающаяся система, форма движения материи, пространство и время и т.д., и т.п.
Место социальной экологии в системе социологических наук.Объект социологии, как и объекты основных естественных наук, не изолирован от внешней среды. Напротив, человеческое общество постоянно воздействует на природу и испытывает на себе влияние природы, часто спровоцированное самим обществом. Не является исключением и объект биологии, факторами среды которого являются и другие биологические объекты, физические и химические факторы среды, географические процессы и явления и хозяйственная деятельность человека. Такое понимание среды организмов было разработано одним из основоположников биологической экологии профессором Московского университета К.Ф Рулье еще в середине Х!Х века. В биологической экологии, которая сформировалась как наука намного раньше социальной экологии, под объектом стали понимать систему, в которой организмы адаптируются к природным и социальным факторам среды существования. В 1935 году английский биолог А.Тенсли для обозначения объекта биологической экологии ввел понятие «экосистема», в которой системообразующими являются однонаправленные /от факторов среды к организмам/ корреляционные связи. Так, например, А.Тенсли отмечал, что в экосистеме почвы во многом определяются климатом, но обратное влияние почв на климат ничтожно мало.