Смекни!
smekni.com

Социология семьи 5 (стр. 2 из 7)

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность - возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследствен­ных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и мате­ринству должны работать, всего лишь прекраснодушная уто­пия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотноси­мый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бес­платного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти ката­строфическими. Социологические исследования по демографи­ческой проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое -выше фактического. При этом с увеличением возраста опраши­ваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными воз­можностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктив­ную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных горо­дах. При сходстве основных тенденций репродуктивного пове­дения населения (снижение рождаемости, уменьшение числа многодетных и увеличение числа бездетных семей) социологи отмечают и некоторые различия между странами. Так, в Гер­мании в отличие от Казахстана нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормально­го, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмеча­ют, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточ­ного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с мате­рью, то естественное протекание формирования многих соци­ально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьян­ство родителей выступает одной из важнейших причин нега­тивных отклонений в поведении детей и детской преступно­сти. По некоторым данным, у несовершеннолетних правона­рушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и пре­ступности подростков связано с употреблением спиртного. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм жен­щин. При этом наблюдается весьма тревожный симптом: тем­пы роста женского алкоголизма в полтора-два раза превышают темпы роста мужского алкоголизма.

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей (показательно, что большинство подро­стков воспринимают отца и мать автономно, изолированно, для них родители как единое целое будто бы не существуют). В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить во­обще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых рас­тет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудно­стей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответствен­ность на себя.

2. Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уро­вень доверительности в их общении минимален, круг совмест­но обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо раз­вита потребность во взаимодействии со старшими, что впо­следствии может осложнить его социальные контакты.

3. Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого - выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной мате­риальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиле­ния прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское пове­дение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и ин­валидами и т. д. В нашей стране, где невысок уровень механи­зации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усу­губляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семей­ными обязанностями, между ролью жены, матери и тружени­цы. Однако массовые опросы показывают, что лишь неболь­шой процент женщин (5%) выбирает в качестве наиболее при­влекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, про­должительности рабочего времени и размеров отпусков допус­кает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более полови­ны считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск - длиннее.

Однако учитывая существующее положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный ре­альный вариант решения проблемы двойной занятости жен­щин - перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических на­грузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция вклю­чает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе орга­низацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой се­мейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизне­деятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.