Смекни!
smekni.com

Социология семьи 5 (стр. 4 из 7)

Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономи­ки, причем в урбанизированных регионах распространя­ется потребительский тип семьи, где общесемейная де­ятельность, помимо генетических и физиологических про­цессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участву­ющие в наемном внесемейном труде продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное «равно­правное» распределение семейных функций между му­жем и женой объявляется идеалом «демократизации» семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются «опти­мальные модели» семейного «равенства». Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на «демократизацию» семьи не согла­суется с законами функционирования малых групп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской об­щиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме, контрастируют с резким размеже­ванием дома и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего окру­жения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и географическая мобиль­ность при традиционализме (как правило, сыновья насле­дуют социальный статус и профессиональную специали­зацию отца) отличается от высокой мобильности, прису­щей в условиях модернизма, тем, что проявляет индиви­дуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следо­вание обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благопо­лучную старость родителей. Доминирование родитель­ского авторитета и мужского влияния по мере модерни­зации становятся менее престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав лично­сти, свободы выбора, ценности личных достижений, са­моактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенной семьи — нуклеарной семьей.

В-шестых, переход от централизованной расширен­ной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-восьмых, от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательно­сти молодыми людьми друг друга независимо от предпи­саний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интере­сов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).

В-девятых, переход от традиционной культуры с жест­ким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыва­нию беременности; этот переход также устраняет необхо­димость в удлинении репродуктивного периода жизни (по­средством приближения к физиологическим границам — срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).

Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выраже­нием всех перечисленных выше семейных изменений явля­ется, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исто­рической сцены, реальные изменения семей­ных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, воз­можно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая совре­менными реформаторами. И это неудивительно. Семья представ­ляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, ме­няется не только под воздействием социально-политических усло­вий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — пере­ход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в се­мейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, по­ложение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами из­менения брачно-семейных отношений во всех экономически разви­тых странах, и в Казахстане, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо мень­шую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. — 1,6 млн., в 1993 г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в Казахстане будет оставаться таким, то через тысячу лет от казахстанцев останется менее 150 человек4.

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в Казахстане его революционный харак­тер привел к тому, что c 1980 по 1990 г. количество людей, состоя­щих в браке, на количество человек населения уменьшилось на 1,7 пункта, a c 1990 по 1992 г. — на 1,8. To есть всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет, и процесс этот стремительно набирает скорость.

Наряду c традиционными функциями, связанными c рождени­ем и воспитанием ребенка, c решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», по­могающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся ус­ловиях современной жизни.

Семья как фундаментальный социальный институт сталкивает­ся c непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить c другими трудности и радости жизни.

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей c детьми показывает отношение государ­ства к институту семьи, степень его ответственности за воспроиз­водство населения, готовность поддержать семьи, в которых роди­лись и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократи­лась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за послед­ние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

1) ростом числа малодетных семей;

2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возра­ста вступления в брак;

3) тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нук-леаризация);

4) увеличением доли семей c одним родителем в результате раз­водов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими ма­терями.

Сегодня преобладающий тип семьи — это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов c детьми или без них (67% семей).

Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); c одним ребенком; c двумя детьми.

Еще 12% супружеских пар живут c одним из родителей супругов или c другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в Казахстане очень мало — всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.

Значительную долю составляют неполные семьи — 13%. В подав­ляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ре­бенка5.

Данная типология семей используется при разработке материа­лов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Для целей государственной семейной политики типы семей вы­деляются по иному основанию — объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке госу­дарства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один корми­лец, в трудных материальных условиях находится большинство се­мей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытыва­ют семьи военнослужащих срочной службы c детьми (около 40 тыс. се­мей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от упла­ты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи cc родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опе­ку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей c объективно ограниченными материальными воз­можностями — это многодетные семьи. Их численность постоянно со­кращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.6 детьми-инвали­дами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи