Психологический эволюционизм.
Сторонники психологического эволюционизма Уорд Л.Ф. и Гидден Ф. считали, что «социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека. Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.
Инстинктивизм.
Основоположник У. Мак-Дуголл, считал, что основа социальной жизни связана с биологическими наследуемыми инстинктами.
Психология народов.
«Психология народов» признает главной силой истории «народный дух» или «дух целого». Основная задача сторонников концепции – это познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов. Основоположники теории – М.Лаирус, В.Вундт.
Групповая психология.
К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.
Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век – век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития – «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.
Теория подражания (интеракционализм).
Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы – это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктами индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений – обновляющая мысль, а закон всемирного повторения – основной закон общественной жизни.
Психоаналитическая ориентация.
К XXвеку психоаналитические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.
Основоположники Зигмунд Фрейд полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Это могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.
Основным у Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.
Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.
Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами – одна из основных идей социальной теории психоанализа.
Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.
Другая важная проблема, затронутая в концепции Фрейда – вопрос, что объединяет людей в человечество.
По мнению Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не сексуальной, а превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.
Центральное положение концепции Фрейда – найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.
Как это сделать? С одной стороны Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.
Неофрейдизм.
Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от З. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.
Человек, по мнению Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.
Функции социального характера Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.
Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой – природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.
Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общества? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества – коммунитарный социализм.
Социология как научное знание возникла в середине XIX в. в Западной Европе. Стремительное развитие буржуазного общества, изменение его социальной структуры и механизмов функционирования потребовали новых знаний, новой общественной науки.
Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX– в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология.
Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де Роберти.
В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают «существенные законы, управляющие нашим поведением». Задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, юриспруденция, политика и т.д.
Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.
Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм – межличностные взаимодействия.
1. Дружинина Н.С. Социология. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 365 с.
2. Кравченко А.Н. Социология. – М.: Просвещение, 1997.- 412 с.
3. Словарь по социологии. – М.: Просвещение, 1998. – 489 с.
4. Уваров И.Н. Социальное проектирование и прогнозирование.- М.: Просвещение, 1999.- 216с.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методика, программы, методы.- М.: Импульс, 1999. – 256 с.
6. Ярмолина У.А. Социальное проектирование.- М., 1999.- 158с.