Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он.
Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.
Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений.
Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.
Норма антиженственностипобуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя – это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет.Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.
Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс. Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.
Более общую идею выдвинул О’Нил в 1990 году, который говорил о гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того, что они не стараются соответствовать роли.
Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:
1. Ограничение эмоциональности – трудность в выражении своих собственных эмоций или отрицание права других выражать эмоции.
2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о последних.
3. Социализация контроля, власти и соревнования.
4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация привязанности.
5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.
6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не правильного образа жизни.
Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.
Заключение
Ограничения накладываемые гендерными ролями на каждого человека пагубно сказываются на развитии всего общества. Так как челове чество сегодня стремится к демократизации и гуманизации, способ ствующих созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, национальнос ти, пола.
Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над людьми и установления гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.
4.Методика проведения лекции
1.В начале занятия проводится мини лекция на тему: «Понятие: гендерные стереотипы».
2.Затем участники в группах разрабатывают Т-схему
Т-схемаЧто это?
Т-схема- средство для сравнения двух аспектов одной концепции. Универсальный графический организатор для записи двойных (да-нет; за-против) ответов или сравнений.
ЧТО РАЗВИВАЕТ ?
Спектр целевых ориентации на личностные структуры:
• Информационные - знания, умения, навыки;
• Операционные - способы умственных действий;
Как это выглядит ?
Т-схема:Примеры гендерных стереотипов
:
Женские: | Мужские: |
Основное предназначение женщины - это семья и дети, а не карьераЖенщина считается успешной только тогда, когда удачно выходит замужЖенщинам на работе платят меньше, потому что они менее ценные работники, чем мужчиныЖенщины не такие хорошие руководители, как мужчиныЖенщины не агрессивны | Ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работеМужчина должен быть сильнымМужчина должен быть знающим и компетентнымМужчина должен испытывать мало чувств и разрешать свои эмоциональные проблемы без посторонней помощиМужчина должен избегать специфически женских видов деятельности |
3.Затем студентам предлагается провести небольшое интервью в парах на тему: « Как гендерные стереотипы влияют на мою жизнь»
4.Следом раздается текст: «Ограничения накладываемые женской и мужской ролью» с которым участники работают заполняя «Двухчаст ный дневник»
Двухчастный дневник
Что это?
Двухчастный дневник это простой и эффективный прием, который лает возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и письменно выразить своё отношение к прочитанному.
Что развивает?
Спектр целевых ориентаций на личностные структуры:
•
Информационные - знания, умения, навыки;• Операционные - способы умственных действий;
• Саморазвития - сфера эстетически нравственных качеств
Как это сделать?
Методические рекомендации по использованию.
Шаг 1. Тетрадный лист делится чертой пополам.
Шаг 2. Слева ученик записывает цитаты или идеи автора , которые произвели впечатление,
понравились пли озадачили, вызвали некоторые ассоциации.
Шаг 3. С правой стороны ученик записывает собственные комментарии к цитате или идее
автора, т.е. выражает собственную реакцию на прочитанное.
Шаг 4. Читая текст, учащиеся останавливаются и делают подобные заметки в тетради.
Шаг 5. По завершению учащиеся могут поработать в парах, обменяться работами, обсудить
идеи и отметить что им понравилось в работе товарища.
Как это выглядит?
Пример.
«Учиться ,Учиться и Учиться»
«Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»
Комментарий_______
Видимо учиться лучше, чем работать,
после школы обязательно буду поступать
в институт
А что, те, кто беспартийные, тупы и
бесчестны?
Советы учителю-преподавателю.
Вы можете заранее оговорить количество цитат, - все зависит от характера текста, целей, которые Вы перед собой ставите, и от Вашего педагогического стиля. Шаг 5 можно модифицировать в следующих вариациях:
о Работа в тройках
о Работа в малых группах
о Блиц-опрос - Вы просите ряд учеников зачитать только одну цитату и только один комментарий.
Возможно итоги могут послужить для подготовки или проведения дискуссии,написания сочинения или аргументированного эссе.
5.В конце занятия участники могут написать небольшое эссе в русле данной темы или проинсценировать в группах известные анекдоты на тему гендерных стереотипов.
Список использованных источников литературы
1.Шон Берн «Гендерная психология»Спб,2001 год
2.Словарь гендерных терминов. http://www.owl.ru/gender/042.htm
3.Д.Стил,К.Мередис,Ч.Темпл.Чтение и письмо для развития критического мышления