Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие личности в социологии, ее структура……………………………………….4
2 Ролевая концепция личности…………………………………………………………..8
3 Типы личности…………………………………………………………………………13
4 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………………………………16
5 Основные механизмы и институты социализации личности……………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………………...22
Введение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. тема личности очень важна не только для социологии, но и для других наук, что и объясняет актуальность выбранной темы.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить личность в социологии, социализацию личности.
Задачи контрольной работы:
Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homosapiens». Это понятие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отличия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.
Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.
Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) - бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения — питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.
Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:
1) рациональности (разумности);
2)реальности.
Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.
Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков.
В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:
1) связанностью с другими;
2) свободой от ограничений.
Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.
Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.
Наиболее значимые социальные качества личности таковы:
1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.
2) Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки — регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.
3) Активность — способность личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.
4) Интересы — постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.
5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.
6) Убеждения - личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.
7) Установка - социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности - в экономической, политической, научной и т.п.
8) Ценностная ориентация - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.
9) Идентичность - социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации - процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я - белорус, Я - студент, Я - минчанин, Я -православный и т.п.).
Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.