Реферат
по предмету:
Социология
На тему:
«Национальные проблемы»
Работу выполнила
студентка гр. Э-34 Саваровская Жанна
2006г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России…………………….4
2. Причины национальных противоречий……………………………………………...5
3. Русские в ближнем зарубежье. Проблемы миграции………………………………...9
4. Сравнительное исследование положения русских в Эстонии и Узбекистане………11
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………………14
Введение
Россия представляет собой уникальное многонациональное образование. На «бескрайних просторах» сформировалась одна из наиболее сложных многонациональных систем, отличающаяся исключительным разнообразием своих элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существования, так и по специфичности, своеобразию их национально-исторической культуры. К национально-структурным компонентам относятся и русские, численность которых по переписи 1989 г. составляла около 120 млн. человек, и такие этнические группы, как ороки (179 человек) и энцы (198 человек). Общее же число народов России достигает 150.
Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет национально-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа — татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа — буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа — эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северо-кавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, адыгейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).
Во-вторых, это народы стран «ближнего зарубежья» (т. е. республик бывшего Союза); представленные на территории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, молдаване, грузины, узбеки и другие группы людей определенной национальности.
В-третьих, выделяемые специалистами мелкие подразделения этносов, которые в большинстве живут за пределами России. Это — евреи, турки-месхетинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.
В феномене национальной культуры происходит одновременно противоречивый процесс (способный при определенных условиях привести к этнокультурному конфликту) постоянного воспроизводства органичных для каждого народа способов его функционирования и развития в традиционно-охранительных формах.
1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России
Национальная культура — это пространственная локализация и «персонификация» в специфически выраженной форме общечеловеческой культуры в границах определенного социального коллектива. Члены данного коллектива идентифицируются между собой не только единством языка с его внутриобщественными коммуникативными функциями, но и исторически сформировавшимися ценностями и нормами, воспринятыми в качестве обязательных для всех. В своем реальном существовании как общественный феномен национальная культура есть форма проявления содержания общечеловеческой культуры, соотносясь с ней как часть с целым.
Каждый этнический коллектив, на протяжении столетий живущий в заданных природой климатических условиях (экологической нише) с набором тех или иных естественных ресурсов, влияющих на формирование структуры его производственной деятельности, вырабатывает в себе и определенный стереотип видения и воспроизводства действительности в присущих ему формах культурного освоения действительности. Причем для всех, особенно малочисленных народов, функционирующих в иноэтническом окружении и обладающих относительной ограниченностью внутриэтнической культурной информации, характерно стремление как сохранить наиболее существенные компоненты своей собственной культуры, так и заимствовать значительные по объему и количеству разнообразные элементы других - инонациональных культур.
Самобытность национальной культуры в системности ее характеристик выражается в единстве содержания и формы.
Национальные культуры разделены по видам и жанрам, в них преобладающую роль играет профессионально-специализированное культурное творчество, национальные культуры присущи крупным социально-этническим коллективам (от сотен тысяч до десятков миллионов людей), в которых обязательно наличие слоя интеллигенции. Они вбирают в себя достижения науки и технического производства, вытесняют местные диалекты и функционируют на основе общенационального литературного языка. Крупные нации обладают дифференцированным общественным сознанием с присущими ему предметными формами с интегрирующей ориентацией в различных сферах жизнедеятельности.
Различия между культурами оказывают большое влияние на возникновение и развитие конфликтных ситуаций во взаимодействии народов в Российской Федерации.
В процессах этнокультурного взаимодействия народов России, других стран СНГ прослеживаются, усиливаясь особенно в последние годы, две взаимопротивоположные тенденции: прежде всего дифференциации, изоляции культур, возрастающего стремления сохранить свою культурно-языковую самобытность, роста национального самосознания и, с другой стороны — идущая снизу, от масс населения тенденция перехода культур, взаимокультурного смешения различных элементов, интернационализации различных пластов культуры. Эти противоречия общесоциологического характера в нынешней российской действительности и действительности всех стран СНГ переплелись с противоречиями конкретно-исторического содержания, указывающими специфику современных межнациональных конфликтов.
2. Причины национальных противоречий
Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия культур, связано с широким спектром причин, наиболее существенными из которых, на наш взгляд, являются следующие.
Во-первых, это причины национально-исторического порядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов существования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно изменилась этнополитическая ситуация в соотношении русских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими странами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.
Из 27 млн. человек нерусской национальности около 10 млн. — это представители так называемых «титульных» народов, давших название российским республикам, автономным округам и автономной, области, причем во многих из них русские занимают численное большинство. Вместе с тем своеобразие исторического развития России не дает основания считать наличие в этнополитической структуре России национально-республиканских и других компонентов «неудачным» решением национального вопроса, а высказываемые предложения переименовать население Российской Федерации в «российскую нацию» являются необоснованными.
В последние годы были высказаны различные, порой противоположные точки зрения по поводу вхождения в состав России народов Сибири и Северного Кавказа. «Знаменитая» Кавказская война, продолжавшаяся свыше 50 лет, происходила в двух основных районах Северного Кавказа: на Востоке — Чечне и Дагестане, и на Западе — населенных адыгскими племенами (абадзехами, шапсугами, убыхами). В этой войне выполнялась поставленная Николаем I «важнейшая» задача — «покорение горских народов или истребление непокорных». В этническом самосознании многих северокавказских народов из поколения в поколение экстраполировался совершенный по отношению к ним стереотип исторической несправедливости, «обогащенный» сталинскими репрессиями 1944 г., т. е. массовыми депортациями этих народов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Исследователи отмечали, что у чеченцев, например, в массовом сознании как бы спрессовалось социальное время, в их представлениях слились воедино две разные эпохи, символизируя стремление народа к исторической самостоятельности. Последующие военные действия в Чечне подтвердили, что «антидудаевская» кампания 1994-1996 гг. лишь усилила у чеченцев желание полной суверенизации от России.
Другим примером наличия довольно глубоких пластов этнического самосознания, в котором может воспроизводиться чувство «исторической несправедливости», явился возникший с начала 90-х гг. конфликт в Татарстане, имевший в ряде своих аспектов характер межнационального противостояния между татарами и русскими в республике. Историческая память татар из поколения в поколение воспроизводила идею суверенного национального государства, «родного» для себя Казанского ханства, завоеванного Московским государством в середине XVI в. и ставшего одним из вассалов «Российского царства».
В нашей недавней истории проводившаяся нередко на местах политика «тихой ассимиляции» камуфлировалась заботой «о расцвете и сближении наций». Несмотря на издававшиеся в бывших российских автономиях газеты и журналы, на функционирование национальных театров и фольклорных ансамблей, проводившиеся «декады культуры» различных народов, в реальности росло ощущение сворачивания национальных и этнических культур, сужения сферы употребления родного языка, особенно малочисленных народов.