Наличие двух различных трактовок понятия нации в последнее время нашло выражение в появлении двух новых терминов: нация-государство и нация-этнос (или этнонация). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство – это все ее граждане, россияне, этнонации – этнические группы, имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.).
В 1990-е гг. в России возникла дискуссия о сущности нации. Ряд исследователей (Э.В. Тадевосян, В.А. Тишков и другие) поставили под сомнение само ее существование, полагая, что понятие "нация" было порождено в свое время сугубоидеологическими соображениями и в политических целях – оно служило консолидации тех или иных этнических групп под национальными знаменами и способствовало приходу к власти лидеров и групп, эксплуатирующих чувство этнической солидарности граждан. По мнению этих исследователей, нация существует лишь как политическая общность граждан данного государства (безотносительно их этнической принадлежности), этнонация – опасная выдумка политиков, чреватая острыми межнациональными конфликтами, войнами, распадом некогда единых многонациональных государств и т.д. С этим мнением можно согласиться, однако, имея в виду идею П. Бурдье, высказанную им о социальных классах (4.3), приходится признать, что до тех пор, пока понятие этнонации укоренено в сознании миллионов людей и пока этнонациональные чувства управляют их социально-политическим поведением, нации являются реальными элементами социальной структуры современного общества.
Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство?
Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий «этнос» и «нация» возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы.
Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация.
Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.
Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д.
Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства.
В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «нациезации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства. В границах централизованных государств население чаще всего полиэтнично, оно отличается по языку и культуре. Так во Франции различные этнические общности до сих пор не ассимилировались, но это не мешает кельтам, баскам, корсиканцам войти в состав французской нации.
Дискриминация какого-либо этноса, отсутствие у него определенных прав по сравнению с другими этносами может привести к борьбе с этой дискриминацией. Однако национальная идея в условиях демократии используется политиками в своих собственных целях, а тезис о праве нации на самоопределение может привести к распаду полиэтничного государства, к конфликтам между народами, к превращению идеологемы собственной государственной независимости в идеологему приоритета титульного этноса.
Именно такой ход действий подтвердил весь опыт распада бывшего СССР.
На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.
Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.
1. Социология, серия «Учебники и учебные пособия»/ Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко.
2. Русские этносоциологические очерки. / Под ред. Ю.В.Арутюняна
3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.\ Этносоциология.