Другой важный вывод можно сделать о том, что сильное влияние на демографические процессы оказывают смешанные браки. Сейчас свыше одной трети детей рождается в смешанных браках. Смешанные браки широко распространены, сейчас татарско-русские смешанные браки составляют одну четвертую часть. Авторы демографического процесса считают, что к 2025 году доля смешанных браков может возрасти до 30%, но если, конечно, не усилится влияние религиозного фактора, что вполне возможно, потому что с усилением религии в современной жизни смешанные браки могут в долевом отношении снизиться. Такие процессы наблюдались в 90-х годах, сейчас этот процесс немного замедлился, но не исключено, что это будет важный фактор, который повлияет на текущий процесс. Любопытен результат нашего исследования: предполагается, что в дальнейшем татары все больше и больше будут сосредотачиваться в крупных городах-миллионниках, это говорит о том, что татары будут переживать глобальный процесс урбанизации, и это, несомненно, будет влиять на все процессы, которые происходят в татарском обществе. В этой ситуации, конечно, очень трудно сохранить национальную самобытность, язык, поэтому некоторые из разработчиков этого прогноза высказывают пессимистические прогнозы относительно того, что постепенно в России будет складываться российская нация, т.е. татары будут терять свои национальные черты, в чем я лично совсем не уверен, потому что есть другой путь, когда у татар будут усиливаться религиозное сознание и национальное самосознание, если выработается сильная идентичность, то татарам ассимиляция ни в такой степени угрожает.
Конфликт на Кавказе приведет к переселению в Россию сотен тысяч славян, грузин, армян, чеченцев и т.д. Они селятся прежде всего в прилегающих к горным республикам областях России и в крупных российских городах, создавая тем самым потенциально взрывоопасную ситуацию.
Поэтому, если «тихий» рост влияния поволжских мусульман хоть и чреват потенциальными конфликтами, но скорее всего усилит российскую элиту в ее консолидационной политике, то повышение температуры в кавказском котле способно в лучшем случае поглотить всю энергию России на его «остужение».[5]
Сегодня в отношении перспектив национально-государственного устройства России нет единого мнения. Вырисовываются три позиции:
Первая позиция предлагает отдавать приоритет основным нациям и народам, определившим название республики. Этого мнения придерживаются определенные силы, стремящиеся свести проблему обновления Российской Федерации лишь к проблеме самоопределения республик — субъектов Федерации, игнорируя волю других многочисленных народов России. Особенно не завидно положение народов, не имеющих своего государственного образования. Безусловно, это приводит к перекосу в вопросах самоопределения. Сепаратистские тенденции в Чечне, Татарстане, Башкирии, Туве, Якутии и др. настолько обострились, что впору уже, наверное, задуматься и принять какое-то решение — действенное и эффективное, а не декларативное.
Вторая позиция — сохранить устоявшееся. Ее сторонники находятся в рамках традиционной концепции унитарного государства, но если раньше, хотя и формально, в Конституции СССР было защищено право на самостоятельность, то теперь Конституция Российской Федерации позитивно не предусмотрела право на выход из состава Федерации.
Третья позиция — ныне наиболее целесообразная и приемлемая, с нашей точки зрения, — это разумный реформизм. Сегодня во всех документах всех партий и движений видно желание улучшить межнациональные отношения, сделать их справедливыми, но при этом не меняя сути национально-государственного устройства России, оставляя ту же иерархию: республики, автономные образования и т. д.
Перемены и реформы в Российской Федерации последнего десятилетия обусловили глубокие как позитивные, так и негативные последствия. Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий между:
стремлением каждого народа к самоопределению, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом;
возрастающей самостоятельностью субъектов Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов;
тяготением к национально-культурной самобытности и исторически сложившейся культурной и языковой общностью народов России.
Названные противоречия и ряд других негативных факторов способствуют возникновению и усилению межнациональной напряженности и конфликтов в ряде регионов страны.
Обратимся к прогнозу уменьшения численности народностей России:
Первый кандидат здесь мордва, чей «резерв» составляет сегодня всего-то 27 тыс., — народ, неуклонно снижающий свою абсолютную численность с 30-х гг. XX века (переписи 1939 г. — 1,38, 1959 г. — 1,21, 1970 г. — 1,18, 1979 г. — 1,11, 1989 г. — 1,07; прогноз на 1999 г. — 1,027 млн. чел.).
В группе риска находятся и российские белорусы, имеющие отрицательные показатели прироста (4,5% за рассматриваемое десятилетие) при «запасе» в 150 тыс. Другое дело, что на статистику может сильно повлиять развитие ситуации в самой Беларуси, но пока не понятно ни то, что придет на смену «советскому» режиму Лукашенко, ни то, каким миграционным поведением откликнется на это событие население республики.
Кажется, можно не беспокоиться ни по поводу башкир, ни по поводу чувашей, в XX веке не спеша и без провалов наращивавших свою численность (башкиры: переписи 1926 г. — 0,71, 1939 г. — 0,82, 1959 г. — 0,95, 1970 г. — 1,18, 1979 г. — 1,29, 1989 г. — 1,35; прогноз на 1999 г. — 1,47 млн. чел.; чуваши: переписи 1926 г. — 1,11, 1939 г. — 1,35, 1959 г. — 1,44, 1970 г. — 1,64, 1979 г. — 1,69, 198 г. — 1,77; прогноз на 1999 г. — 1,84 млн. чел.) и имеющих собственные республики, которые, конечно же, позволяют (и такова реальная практика в Башкортостане) создавать лучшие условия для титульных наций, в том числе в немалой степени «гасить» неизбежные ассимиляционные процессы. Об «опасности» ассимиляции не стоит забывать тем же чувашам, подвергшимся в свое время данной метаморфозе под социокультурным напором поволжских татар (принятие ислама для чуваша, как правило, означало превращение в татарина, равно как для татарина принятие православия со временем означало превращение в русского, в том числе и из-за морального давления со стороны своих соплеменников, не поменявших веры; яркий пример результатов такого давления — крещенные татары).
И уж точно можно не беспокоиться о татарах и украинцах — безусловных лидерах среди народов России (после русских).
Таким образом, крупнейшими народами РФ, перешагнувшими миллионный барьер, в дополнение к существующей восьмерке скорее всего окажутся армяне, азербайджанцы, аварцы и казахи — два тюркских народа, один дагестанский и особняком стоящий армянский. Кроме армян все они — традиционно мусульманские народы. В результате этого среди одиннадцати крупнейших народов РФ ближайшего будущего (без русских) уже шесть будут мусульманскими (татары, башкиры, чеченцы, аварцы, азербайджанцы и казахи). Пять из одиннадцати — это народы тюркские (татары, чуваши, башкиры, казахи и азербайджанцы), уже сегодня формирующие неповторимую мозаику расселения в Волго-Уральском регионе, а четыре — кавказские (чеченцы, аварцы, азербайджанцы и армяне), активно формирующие новую городскую предпринимательскую среду России.
Заключение
Мы — россияне — многонациональный народ, населяющий 1/8 часть территории планеты. Еще совсем недавно вопрос о межнациональных отношениях в России представлялся элементарно простым, настолько прочной и нерушимой казалась дружба, объединяющая людей разных национальностей в едином Союзе Советских Социалистических Республик.