Смекни!
smekni.com

Технология разработки социально-культурных проектов и их финансирование (стр. 3 из 3)

— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры;

— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;

— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;

— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд “Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).

Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные, целевые, международные, благотворительные и др.).

Однако дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем деятельности учреждений культуры, досуга, спорта.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных услуг). Наиболее распространенными формами здесь являются: дискотеки, дискоклубы; видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; концертные (гастрольные) бюро, группы, организации; клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и т.д.; компьютерные клубы; оздоровительные группы; студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты; мастерские для бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов; кабельное телевидение; услуги по проведению различных торжеств и обрядов; консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта. Коммерческие культурно-досуговые программы, преследующие цель извлечения прибыли, должны носить многопрофильный характер.

2. Помимо организации свободного времени, в качестве источника получения финансовых средств нередко используется производственная деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям). Здесь перечень работ может быть самый разнообразный: ремонт телерадиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей, производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги, туристические бюро, юридические консультации, медицинское обслуживание, художественно-оформительские работы, организация туристских маршрутов; ремонт и реставрация произведений и изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных изданий, переплетные работы; разработка эскизов и оформление интерьеров квартир по заявкам населения и т.д.

3. Посредническая деятельность культурно-досуговых учреждений. Как уже отмечалось, содержание услуг каждый раз определяется в зависимости от местных условий. Поэтому в некоторых случаях культурно-досуговое учреждение может выступать в качестве посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами и специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов, презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).[4]

Основная задача коммерческих мероприятий – общественность должна быть уверена, что учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли.

5. Заключение.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

6. Список литературы.

1) Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. – М., 1995.

2) Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1998.

3) Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. – М., Рос. институт культурологии, 1993.

4) Социокультурное проектирование: методические указания / Т. Л.Стенина. - Ульяновск: УлГТУ, 2009.

5) Асаинова М.В. Финансирование социокультурных проектов: проблемы и перспективы // Культура: управление, экономика, право. - М.: Юрист, 2005, № 2.


[1]Социокультурное проектирование: методические указания / Т. Л.Стенина. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 24 с.

[2]Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1998. - 364 с.

[3]Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 1998. - 364 с.

[4] Асаинова М.В. Финансирование социокультурных проектов: проблемы и перспективы // Культура: управление, экономика, право. - М.: Юрист, 2005, № 2. - С. 30-31