Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.
Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.
2. Социальные факторы девиантного поведения
Принципиальность.
В повседневной практике люди поступают довольно гибко: отстаивают свои интересы, исходя из ситуации.
Мало кто идет на конфликт с господствующим мнением.
Иначе говоря, большинство из нас остается конформистами.
Однако есть люди, которые не могут ни при каких обстоятельствах изменить собственные убеждения и активно их отстаивают.
Они рискуют быть
- непонятыми,
- изолированными,
- осмеянными,
- лишенными привычного круга жизненных благ.
Принципиальные люди часто бывают неудобны окружающим, от них избавляются в трудовых коллективах и организациях.
Однако без их фактически девиантного поведения социальные структуры с большей степенью вероятности приходят в упадок.
Сверхинтеллигентностъ.
Ею обладают люди, воплощающие своим обликом и поведением эталон этикета и морали.
Они всегда вежливы, подтянуты, начитаны, участливы, отличаются мягкостью манер, склонны уступать, не навязывают своего мнения, не пренебрежительны в отношении к кому-либо.
Поведение таких людей одобряется окружающими.
Но следовать их примеру не торопятся.
Совершенно очевидно, что перечисленные черты сформированы не сверхмотивацией к интеллигентности.
Они сформированы особенностями личной судьбы и образа жизни, которые вряд ли можно скопировать.
3. Негативные формы девиантного поведения
Деление девиантности на позитивную и негативную условно.
Это связано с условностью различия нормы и отклонения от нее.
Некоторые виды девиантного поведения весьма сложно оценить однозначно под углом зрения общественной пользы или вреда.
К примеру, значение гомосексуализма в настоящее время широко дискутируется в нашем обществе.
Гомосексуалисты всегда будут считаться девиантами, так как их меньшинство.
Негативный аспект гомосексуализма очевиден:
- он не ведет к деторождению (не выполняется главная биологическая функция секса),
- в его сферу могут вовлекаться индивиды, не предрасположенные к подобному отклонению,
- ломаются судьбы людей.
Вместе с тем, как показывает исторический опыт, гомосексуализм иногда является надежной основой человеческой солидарности и сплоченности.
Например, в древних Фивах существовал особый отряд, состоящий из геев.
Он считался непобедимым, поскольку, как писал Ксенофонт, «нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов».
Гомосексуальная сплоченность использовалась «сильными мира сего» для решения собственных политических проблем.
Но эта сплоченность также была опасна властям, если гомосексуалисты находились в числе приближенных.
Известно, как расправился Гитлер с кликой Рема, которая обрела устойчивость благодаря гомосексуализму ее ведущих участников.
Гитлер понимал, что связь чиновников из его окружения на иной, неслужебной основе неподконтрольна фюреру.
Значит, непредсказуема и чревата для него потерей власти.
В определенной мере положительное значение имеет аутизм.
Затворническая жизнь некоторых писателей и поэтов помогает им сосредоточиться на создании неординарных произведений.
Например, А. Грин, пребывая в мире грез, отразил его в своих книгах.
Воображаемая реальность, возникшая благодаря автору, до сих пор помогает читателям отвлечься от рутинной повседневности.
Хотя в реальной жизни А. Грин испытывал затруднения в налаживании элементарных человеческих контактов.
Кроме того, известно, что немало талантливых ученых, композиторов, актеров, писателей и т.п.
- чрезмерно увлекаются алкоголем,
- приобщаются к наркотикам,
- не брезгуют пользоваться услугами проституток,
- играют в азартные игры,
- намеренно шокируют публику всевозможными выходками.
Подобный парадокс пытаются объяснить наличием в человеке двух начал.
Девиантность изображается подобно положительному и отрицательному зарядам.
Их соединение только и может обеспечить горение лампы.
Вероятно, одаренные люди находятся «по ту сторону» от господствующих представлений о норме и отклонении.
Такая ситуация приносит немало страданий как близким, так и самим дарованиям.
Вообще роль страдания в творчестве достаточно велика.
Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями.
Их жизнь соткана из одобряемых и неодобряемых девиаций, сомнений, душевных мук.
Наибольший интерес всегда вызывает такое свойство личности, как гениальность.
Самодеятельным творчеством, прежде всего художественным, занимаются миллионы людей.
Профессиональным творчеством - тысячи.
Однако вершин мастерства достигают немногие.
На вершине успеха оказываются особо одаренные природой индивиды.
Свою жизнь они посвящают либо искусству, либо науке, либо изобретательству.
Однако образ жизни таких людей зачастую бывает непонятен окружающим
- они либо не имеют семьи,
- либо отказываются от бытового комфорта,
- либо непрактичны в повседневных делах и т.п.
- либо чрезвычайно капризны,
- либо придирчивы к мелочам,
- либо расточительны,
- либо допускают нелепые выходки и т.п.
Девиантность творчески одаренных людей, нашедшая выход в художественных произведениях,
- помогает гражданам понять себя и окружающий мир,
- наслаждаться жизнью.
А научные открытия способствуют прогрессу различных сфер человеческого бытия.
В качестве яркого примера такой девиантности можно привести Альберта Эйнштейна - гениального физика-теоретика, одного из основателей современной физики, создавшего частную и общую теории относительности, автора основополагающих трудов по квантовой теории света и мн. др., но совершенно беспомощного в быту, чрезвычайно рассеянного и оторванного от жизненной действительности.
Другим примером девиантности, но в искусстве, является Сальвадор Дали. Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом. Магическая притягательность его произведений вселяет необъяснимый ужас и восторг, разочарование и надежду, низвергает в бездну страстей и искушений.
Список примеров позитивной девиантности в различных сферах деятельности, подарившей человечеству возможность наслаждаться высокими материями, можно продолжить: философ-экзистенциалист и блистательный литератор, чья философская проза вошла в золотой фонд современной культуры – Жан-Поль Сартр. Знакомство читателей с его творчеством растянулось на многие десятилетия, долгое время оно искусственно сдерживалось. Идеологических чиновников, от воли которых зависели публикации, театральные постановки, тон критических статей, Сартр пугал как слишком «левый» - и вместе с тем слишком интеллигентный, слишком свободный, слишком непредсказуемый. Уже давно подмечено, что художественное творчество – род недуга, болезненный симптом, в нем выражают себя непримиримые внутренние противоречия личности, которые могли бы уничтожить её, не будь у них этого эстетического выхода. Но болезнью страдал не лично писатель, а целая цивилизация; этим и объясняется творчество Сартра.
Роль социальной среды в формировании социальных отклонений вплоть до преступного поведения признается и западными учеными. Поэтому должны быть и новые социальные программы борьбы с отклонениями. Они должны способствовать социальной терапии всего общества, повышению его физического здоровья, культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни социальных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.
Список используемой литературы
1. Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.
2. Бачинин В.А. Антропология анормативного поведения // Общественные науки и современность. – 2001. - № 3.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. - 1991. - № 4.
4. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 6.
5. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.
7. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
8. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. - 1998. - № 9.
9. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
10. Юридическая социология. Учебник для вузов. – М., 2000.