Смекни!
smekni.com

Общество как социальная система 2 (стр. 2 из 3)

50-60-е годы ХХ века – эпоха тотальной индустриализации, в которой НТР выступила движущейся силой перехода цивилизации в новое качественное состояние.

Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах:

1) капитализм и 2) социализм – как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации.

Основополагающие принципы индустриального общества:

1. частная собственность как основа экономического роста, личной свободы и защиты социального порядка. При этом связь между результатами работы и работниками осуществляется и через владение акциями;

2. бизнес как двигатель социального прогресса;

3. менеджеризм как форма управления;

4. плюралистическая демократия, ведущая к политическому консенсусу;

5. деидеологизация общественной жизнедеятельности;

6. корпоративизм как наднациональная форма развития общества.

В рамках концепции «единого индустриального общества» получила развитие теория «конвергенции» (схождение в одной точке) – сближение разнотипных обществ с главной тенденцией движения к обществу потребления.

В теории конвергенции выделяются две концепции. В одной (Р.Арон, У. Ростоу и др.) обосновывается прозападная ориентация: конвергенция ведет к насаждению западных идей в странах социализма с помощью процессов «индустриализации, демократизации, вестернизации» и т.п. В другой (З.Бжезинский, предприятие, Сорокин и др.) обосновывается параллельная эволюция, где имеют место заимствования соревнующимися социальными системами друг у друга сильных сторон, сглаживания своих различий и поворота в русле развитого индустриального общества.

В теории конвергенции обуславливается идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных преобразований и создания «мира без границ» – общего дома для человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей.

Особое внимание в социологии индустриального развития уделяется проблемам: стратификации – разделения общества на страты (слои); мобильности – перемещения людей внутри страты и между ними. Развитие этой теории связано с именами Б.Барбера, С.Липсета, Т.Парсонса, П.Сорокина и др.

Концепции социальной стратификации основываются на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих естественную (биологическую, физическую и психическую особенность людей) и социальную (разделение труда, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу.

Наиболее распространенным является выделение вертикального и горизонтального срезов стратификационной системы общества. Вертикальный срез выделяет слои (страты) истратифицированную структуру, отражая преимущества одних над другими.

Горизонтальный срез отражает внутреннее строение социальной страты в соответствии с уровнем квалификации, творческой активности, отраслевого, территориального положения, стилем потребления, личностными качествами.

Достаточно устоявшимися являются пирамидальная и ромбовидная стратификационная модели, включающие три основных уровня.

А. Высший слой – элитарное меньшинство, возвышающееся над остальной частью общества.

Б. Средний слой – занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии и характеризуется сближением позиций по уровню дохода, характеру потребления, стилю жизни, фундаментальным ценностям.

В. Низший слой – это аутсайдерский, люмпенизированный слой, представители которого утратили устойчивые связи с находящимися выше слоями.

В индустриальном обществе открытого типа складываются такие социальные отношения, которые не мешают личности самостоятельно решать вопрос о придании смысла своей жизни.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – движение вверх и вниз; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне.

С решением проблемы социальной стратификации индустриального общества тесно связана теория «деидеологизации» - заката идеологической эры. На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества от влияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.)


3 Теории информационного общества

Одной из концепций постиндустриального общества является концепция Д. Белла. Основное содержание концепции постиндустриального общества Д. Белла можно свести к следующим положениям:

1. Наиболее существенной характеристикой становления постиндустриального общества является переход от экономизированной к социологизированной модели развития, то есть от развития, почти целиком мотивированного прибылью, к развитию, вовсе большей мере ориентированному на гармонизацию социально-политического взаимодействия людей.

2. Симптомы и причины этого перехода:

· в связи с достигнутым уровнем благосостояния исчерпали себя возможности чисто экономического стимулирования труда, и пришлось осваивать социально-психологические факторы мотивации (доктрина и политика человеческих отношений);

· было осознано, что богатство существует не только в индивидуальной, но и в общественной форме (например, благоприятное состояние окружающей среды), что актуализировало вопрос о поиске механизмов стимулирования роста богатства в общественной форме;

· осознание значимости богатства в общественной форме подвело к пониманию того, что общество становится все более национальным (и даже «глобальным») и вместе с тем, все более конфликтным, поскольку приходится согласовывать групповые интересы, что согласно теореме возможности американского экономиста, лауреата Нобелевской премии – Кеннета Эрроу, крайне затруднительно.

3. Рост уровня жизни и притязаний людей приводит к необходимости замены механизма распределения «по вкладу» распределением «по справедливости» (высокий уровень социальных гарантий «слабым»), что разрушает мотор, определявший развитие производительного капитализма со времен его возникновения.

4. Отмеченные выше новые элементы социальности фактически свидетельствуют о переходе общества в новый постэкономический режим функционирования. Отход экономических регуляторов на второй план и выход на первый социальных и политических технологий свидетельствует о переходе общества от экономизированной к социологизированной модели развития. Отныне приходится рассчитывать не на рациональность, как механизм объективного соединения общественных положений, а на торг между людьми. В итоге, на место экономики, как фундамента общества, приходит социология и политология.

5. По мнению Белла, наиболее существенным препятствием на пути становления социологизированной модели общества выступают культурные противоречия капитализма, связанные с заметным подрывом созидательной ценностной вертикали, порожденной христианством. Сможет ли постиндустриальное общество идти вперед в условиях фактического отсутствия ценностной вертикали и все более интенсивного распространения ценностей капитализма – это большой вопрос.

Еще более последовательно приоритет социологического подхода в моделировании общества завтрашнего дня подчеркивает известный российский социолог и политолог В.Л. Иноземцев. Он, в частности, считает, что глашатаи постиндустриального, технотронного, информационного и того подобных обществ лишь будоражат общественное сознание, пренебрегая тем очевидным обстоятельством, что общество может быть адекватно определено без обращения к его внутренним, сугубо социальным связям и отношениям. Общество будущего следует определить не спецификой орудий деятельности, а характером отношений между людьми и отношением человека к самому себе.

В.Л. Иноземцев исходит из того, что наиболее весомым фактором обновления современного общества является «становление самой природы человеческой деятельности, преодоление труда и замена его творческой активностью». В результате превращения знаний в основной фактор производства на первый план выдвигается не стремление увеличить свое материальное богатство, а желание индивида самосовершенствоваться, раскрывать свой потенциал и получать социальное признание.

По мнению В.Л. Иноземцева, современная технологическая революция вызвала два фундаментальных изменения: с одной стороны, она впервые в истории человечества обеспечила удовлетворение основных материальных потребностей членов общества, и, с другой стороны сделала совершенствование самого человека не только делом его личного выбора, но и главным критерием его социального признания. В новом обществе уже не объем богатства, а способности и ценностные ориентации будут дифференцировать людей. Ясно, что новое общество не станет ни более равным, ни менее конфликтным.

По мнению Иноземцева, уже достаточно отчетливо обозначившийся переход к постэкономическому обществу будет гораздо масштабнее, чем переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Переход к постэкономическому обществу не предвидел даже Всевышний, предрекая, что человек вечно будет обречен в поте лица добывать хлеб свой насущный.

4 Типология обществ

Социология уделяет много внимания проблеме типизации обществ.

В обществознании принять выделять несколько типологий. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т. е умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки при помощи знаков на материальных носителях. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня развития.