Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы
2. Браки заключаются между представителями данной общности
3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности
4. Оно имеет свою территорию
5. У него есть самоназвание и своя история
6. Оно обладает своей системой управления
7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида
8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).
3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИИ.
УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.
1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие — современные), характер изменений общества
2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.
3. Микросоциология — третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.
Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:
1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;
2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;
3. социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.
Социология включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая социология и целый комплекс конкретно-социологических дисциплин
Таким образом,социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления
8. СОЦ. ДЕВИАЦИЯ. ОСН. КОНЦЕПЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).
Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.
В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.
Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.
11. СОЦ. ОБЩНОСТИ.
Социальная общность - совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам.
Общности - исходный элемент общества и предмет социологии.
Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль- динамическая характеристика.
Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества.
Статусы возникают в соответствии с социальными функциями.
Социальная функция - относительно однородные виды деятельности людей: направленные на удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений - социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня развития общества.
Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения.
Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные институты.
Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами.
Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность.
Итак, социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.