Смекни!
smekni.com

Этнические и межнациональные отношения в Крыму (стр. 1 из 8)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

Глава 1. Характеристика этнических общностей...................................5

1.1. Человечество. Этнос. Нация..................................................................5

1.2. Социально-психологические основы нации.......................................10

1.3. Специфика межнациональных отношений людей.............................19

ГЛАВА 2. Национальные процессы и отношения в Крыму....................25

2.1. Население Крыма и его национальный состав...................................25

2.2. Проблемы депортированных народов.................................................29

2.3. Вопрос русского языка в Крыму..........................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................39

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................41

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................43


ВВЕДЕНИЕ

Вопросотом, чтотакоече­ловек, человечество, группылюдей, —оченьнепростой. Сфераобщениясо­временногочеловеканеобычайнорасширяется: каждыйизнасежед­невнообщаетсясдесятками, атоисбольшимколичествомлюдей. Междунамивозникаютпрочныеинепрочныесвязи, многиеизкото­рыхмызачастуюнеосознаемидаженезамечаем. Каждыйчеловек вплетентысячаминитейвсложнуюсистемуотношений. Онводноито жевремяявляетсяпредставителемиконкретногогосударства, иоп­ределеннойэтническойобщности, ирелигиознойконфессии, итрудо­вогоколлективаит.д. Всежелюдивместесоставляютчеловечество. Приэтомсовременнаянаукавсебольшеориентируетсянапонимание целостностичеловечества, наобщностьисторическихсудебразлич­ныхрасинародов.

Крымский полуостров с древних пор является перекрестком многих дорог, соединявших различные племена, народы и государства. Здесь переплетались Восток и Запад, христианство и ислам. В разное время обитали в Крыму тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, болгары и хазары, готы и славяне, половцы и татары, армяне и турки. Их многочисленные потомки - представители более 70 этносов и этнических групп живут здесь и сегодня.

Демографическая ситуация в Крыму характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Автономная Республика Крым – это единственное административно-территориальное образование в Украине, где в силу исторических причин, в составе населения не доминируют представители титульной нации.

Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, — роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли оценки «мы—они», именно в ту самобытную эпоху закладывались ус­тойчивые взгляды на характер отношений между будущими на­циями.

Тема курсовой работы является актуальной, особенно в условиях современной социально-политической ситуации в Крыму.

Цель работы – раскрыть особенности этнических общностей, межнациональных отношений на примере АРК, найти моменты, которые объединяют все этносы, проживающие в Крыму.

Были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты понятий "этнос", "нация", "национальное самосознание", "национальная гордость";

- выяснить, что объединяет людей одной национальности;

- раскрыть причины межнациональных конфликтов;

- рассмотреть особенности демографической ситуации в Крыму;

- рассмотреть современное положение депортированных народов и участие государства в решении их проблем.

При написании работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области этнической психологии, социологии, истории; публикации в периодических изданиях, законодательные документы и статистические сборники.

1.1. Человечество. Этнос. Нация.

Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homosapiens (человека разумного).

Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемир­ный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдель­ные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других на­родов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «кон­сервации» общественной жизни и многовековому застою. Схо­жие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.

Часто для человека большую роль играют не те черты, кото­рые объединяют его с другими, а те, которые заставляют дер­жаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Не­которые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл.

В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды чело­век, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные кол­лективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная струк­тура человечества.

Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологическо­го вида Homosapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхож­дения и определенной общностью распространения.

Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. Все расы современного человечества обладают равными биологи­ческими возможностями для достижения высокого уровня цивили­зации.

Уже на ранних этапах своей истории люди имели определен­ные роли и самым тщательным образом исполняли их. Напри­мер, еще в древности одна из мировых религий — индуизм — отмечала данный факт: «В этом материальном мире для того, чтобы поддержать тело, каждый должен работать. Человеческое общество разделено в соответствии с выполняемой деятельно­стью на четыре социальных класса — брахманы, кшатрии, вай­шьи и шудры. Класс брахманов, или класс интеллигенции, вы­полняет один вид деятельности, кшатрии, или административ­ный класс, - другие, класс торговцев и класс рабочих также имеют свои обязанности» [19, с. 41]. Надлежащее исполнение социальных ролей не только обеспечивало стабильность обще­ства, но и формировало личность: человек легко достигал жизненных целей, просто следуя предписанным правилам и огра­ничениям. Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочислен­ных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.

Классы (от лат. classis — разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по рас­пределению прибыли в зависимости от того, кто является владель­цем средств производства. Человек, которому принадлежат стан­ки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс соб­ственников. С другой стороны, большую часть населения составляет люди, не имеющие во владении средств производства и за­рабатывающие на жизнь своим трудом.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседнев­ном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время украинские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».

Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится исто­рия, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конк­ретных народов» [6, с. 11].

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с од­ной стороны, сходных с другими общностями, а с другой — вы­деляющих его среди них. Формирование этноса обычно происхо­дит на основе единства территории и экономической жизни. Од­нако в результате миграций, вызванных различными историчес­кими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим сис­темные свойства существующего этноса и отделяющим его от дру­гих, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономичес­ких связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.