Этноконфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:
- в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;
- стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;
- в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;
- новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;
- этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.
Национально-этнические общности - большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом. Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. Этническое самосознание является субъективным индикатором этничности.
В отличие от других больших социальных общностей (общая территория, профессия, уровень доходов, образование и т. д.) этнические общности более устойчивы. Человек в течение жизни может неоднократно менять профессию, место проживания, разбогатеть или обеднеть и т. п., а этичность - его пожизненная характеристика.
В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на этнической принадлежности. В условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обделенным, обиженным, он сознательно или подсознательно (в поисках поддержки и защиты) идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями. Например, семьей, друзьями, трудовым коллективом, коллегами, в том числе и со своим этносом. При этом этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может иметь или не иметь семью и друзей, работать или не работать в коллективе, иметь или не иметь ту или иную профессию, но в любом случае он не перестает быть (считать себя) представителем определенного этноса.
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
Типы этнических конфликтов
Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям. Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов:
- межгосударственные, внешние конфликты;
- региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;
- конфликт между Центром и регионом (например, субъектом федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости. Например, российские федеративные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты - как внешнюю агрессию России против не зависимой республики Ичкерия.
- местные конфликты - между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте федерации).
В зависимости от мотивов возникновения, этнические конфликты можно классифицировать на типы: территориальные, обусловленные взаимными территориальными притязаниями этносов; экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и др.
В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют тины конфликтов:
1 Социально-экономические - борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу.
2 Культурно-языковые - защита родного языка и национальной культуры.
3 Территориально-статусные - борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса.
4 Сепаратистские - борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства
По формам и методам противодействия этнические конфликты также можно разделить на насильственные и ненасильственные.
При этом насильственные могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающими развернутые боевые действия сторон.
К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты.
В зависимости от времени и интенсивности развития этнического конфликта можно выделить краткосрочные и долгосрочные, перманентные и спонтанные, более интенсивные и менее интенсивные. «Острота современных межэтнических конфликтов, - по мнению Е.И. Степанова, - прямо пропорциональна экстремизму и обратно пропорциональна демократичности выдвигаемых в них требований»
Причины возникновения этнических конфликтов
Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов. Такие конфликты возникают на межгосударственном, межрегиональном, местном уровнях. Мотивы территориальных притязаний могут быть разными, например:
- обусловлены историческим прошлым этносов, например, наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории;
- нечеткость демаркации существующих границ или проведение
- новой демаркации между этносами, если ранее таких границ не было;
- возвращение на историческую родину ранее депортированного этноса;
- произвольное изменение границ;
- насильственное включение территории этноса в соседнее государство;
-расчленение этноса между разными государствами.
Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма многообразны, например:
- политическая борьба за власть между различными этническими группами на всех уровнях (местном, региональном, государственном);
- борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;
- борьба за полную государственную (политическую) независимость и др.
Экономические конфликты между этносами могут быть вызваны следующими причинами:
- неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;
- нарушением баланса экономических интересов между Центром
- и этнически идентифицированным регионом (например, субъектом федерации);
- изменениями в политической структурно-функциональной системе производства, распределении и потреблении товаров и услуг (например, в результате перераспределения собственности или миграции населения, традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому).
Изменения в структурно-функциональной политической системе общества могут стать причиной и других видов этнических конфликтов (политических, ценностных, социально-психологических).
Причинами этнических конфликтов может стать также неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать права граждан - с другой. Такие конфликты носят универсальный характер.
Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соответствии с ценностями, в свете которых определяют нормы поведения людей и их цели. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).
На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами - общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.
Исторические причины этнических конфликтов связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами конфликта. Но если конфликт назревает или уже имеет место, то прошлые обиды «извлекаются» в реальную действительность и становятся дополнительными факторами в развитии конфликта. Например, они могут быть использованы для оправдания своих действий и обвинений действий противника.