Социальные связи той или иной личности и ее общественные отношения с другими субъектами следует включать в ее систему. Да потому, что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, — это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений означает распад самой личности, ее социальную деградацию.
Чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие общественные отношения — экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие, на основе которых при соответствующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Указанные общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержание ее социальной активности, но и определяющим образом влияют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.
Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов людей чрезвычайно важен для современной России, залог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения.
Теории социализации
Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж.Г. Мида, Р.Линтона, 3.Фрейда, Ж.Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Кули и Мид.
По мнению Кули, каждый человек строит свое «Я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект глазами других людей.
Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует лиц и групп, мнением которых о себе он озабочен. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.
Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, известно как зеркальное «Я» (Кули). По его мнению, другие люди — это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. «Я» включает:
1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»,
2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»,
3) вытекающее из этого специфическое чувство гордости или
унижения («самоуважение»).
Дополняющей и развивающей теорию зеркального «Я" стала концепция «обобщенного другого», разработанная Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование, государство). Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации.
По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с «обобщенным другим».
Усматривая особенность человеческого сознания в способности использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек, будучи субъектом, может быть и объектом для самого себя. Психическую систему этого процесса Мид называет Я (I) и Меня (me). Как субъект, «Я» может оставаться самим собой, как объект — приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.
Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один—три года) ребенок примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии (три—четыре года), называемой стадией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «Я» служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступлением третьей стадии (от четырех—пяти лет и далее).
Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.
Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» — носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет пять стадий, связанных с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э.Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой идентичностью формируется эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на изменения, которые происходят с ним в процессе роста и развития.
Эриксон выдвинул три новых и важных положения. Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в процессе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И, в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.
В теории Фрейда первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатывающееся у него недоверие к миру он перенесет в другие стадии своего развития. Вопрос о том, какое начало одержит верх, будет возникать заново на каждой последующей стадии развития.
По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью — с другой. Ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Социальный параметр этой стадии, по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.
Возраст от шести до одиннадцати лет — четвертая стадия, соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребенка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. У ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности — с другой.
При переходе в пятую стадию (двенадцать — восемнадцать лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей, т.е. подросток, который приобрел способность к обобщениям, должен объединить все, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в одно целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с такой психосоциальной идентификацией, у него появится ощущение того, кто он есть и куда идет. В отличие от предыдущих стадий, влияние родителей теперь становится гораздо более косвенным.