Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицательным — одиночества.
Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.
Восьмой, последний, параметр классификации Эриксона — психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадежностью. Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, ученый утверждает, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны и неудача на одной стадии может быть исправлена в последующем удачами на других. Кроме того, теория Эриксона перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.
Латентная и генитальная стадии для Эриксона — это периоды, когда у индивида развивается чувство идентичности либо противоположное ему чувство ролевой диффузности. Для Эриксона решающая задача подросткового периода заключается в становлении чувства «Я» - идентичности, растущей уверенности, что сегодняшнее восприятие индивидом самого себя является продолжением его прошлого «Я» и согласуется с восприятием его другими людьми. По сравнению с людьми, у которых развилось чувство идентичности, человек с диффузией ролей не вполне уверен в том, кем он является на самом деле, он не знает, соответствует ли то, что думает о себе он сам, тому, что думают о нем окружающие, и он не отдает себе отчета в том, как он стал тем, кто он есть, и кем он станет в будущем. В поздний подростковый период и студенческие годы стремление решить задачу идентичности может привести к вступлению в самые разные группы и к мучительным переживаниям по поводу выбора карьеры.
В своем исследовании процесса формирования идентичности американский социальный ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции, которые могут иметь индивиды в ходе этого процесса. Позицию достигнутой идентичности человек приобретает, если он устанавливает свою идентичность после поиска и изучения себя. Такие индивиды функционируют на высоком психологическом уровне, будучи способны к независимому мышлению, к близости в межличностных отношениях, к сложным моральным рассуждениям, они с их чувством самоуважения обладают устойчивостью к групповому давлению и к групповым манипуляциям. Позицию идентификационного моратория индивид имеет, если он находится в разгаре кризиса идентичности. Такие люди способны к деятельности высокого психологического уровня, что выражается в сложных умозаключениях и моральных рассуждениях: они также ценят близость в отношениях с другими людьми. Однако они все еще продолжают решать проблему, кто же они такие и что о них думают другие, и менее готовы к тому, чтобы сделать ответственный выбор в разных сферах жизни, чем достигшие идентичности. В случае неоплаченной идентичности индивид принимает определенную идентичность, минуя процесс исследования себя. Такие индивиды склонны к ригидности, сильно подвержены групповому давлению и чувствительны к манипуляциям. Они склонны к соблюдению условностей и отказываются отступать от принятых ими стандартов добра и зла. И, наконец, индивид, достигший диффузной идентичности, лишен какого-либо сильного чувства идентичности или обязательств перед кем-либо. Подобные индивиды легко уязвимы в случае ударов по их самоуважению, их мышление часто дезорганизовано, у них есть проблемы с установлением близких отношений с людьми. Таким образом, считает Марсиа, индивиды различаются по тому, как они справляются с процессом формирования идентичности, причем данные различия проявляются в их ощущении себя, в мыслительных процессах и межличностных отношениях. Хотя то, как протекает процесс формирования идентичности, и не предопределяет жестко структуру будущей жизни, этот процесс имеет, согласно взглядам Марсиа, большое значение для дальнейшего развития личности.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ребенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодействия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последовательности.
Впервые действия ребенка отражаются в форме мысли на втором году жизни. С этого возраста и примерно до двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, которая характеризуется Пиаже как стадия эгоцентризма. На этом этапе ребенок использует скорее образы, чем понятия, и концентрируется на настоящем моменте.
В возрасте семи лет мышление ребенка «децентрируется», происходит переход на стадию конкретных операций. Ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения — эгоцентризм уступает место социоцентризму. После одиннадцати лет мышление ребенка переходит на стадию формальных операций, которая завершается к пятнадцати годам и характеризует «зрелый ум», способный к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.
Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социален с самого рождения., но далее социализируется только постепенно, по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.
Уже несколько поколений ученых разрабатывают концепции «социального научения» (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.). Согласно концепции социального научения, социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе в результате научения. Существуют разные концепции научения. По Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных вариантов, с помощью награды или наказания. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Еще одна форма научения — научение через наблюдение, имитацию и идентификацию. В теории социального научения рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, имитация детьми поведения сильных личностей, подкрепление их социального поведения и другие воздействия внешнего окружения.
Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, введенные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.
С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.
Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.
Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, человек обретает способность жить в обществе.
На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происходящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентичность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъективно же она усваивает новый взгляд на мир.
С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную программу поведения, принятую в обществе, некий социально-структурный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит, социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и сама существенно влияет на него.
Личность в системе общественных отношений
Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.