Смекни!
smekni.com

Исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ЮФУ

Кафедра социологии и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот»

по дисциплине: История социальной работы

Выполнил:

студент 2 курса

очного отделения

Н. Л. Алексеева

Научный руководитель:

старший преподаватель

Е.А. Шлякова

Волгодонск

2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Досоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

1.1 Архаический и период церковно-монастырский период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

1.2 Период с XV по XVIII век в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

1.3 Становление защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот с петровского периода до 1917 года.

Глава 2. Советский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.1 Период до Великой Отечественной Войны в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.2 Военный период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.3 Послевоенный период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Глава 3. Постсоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого государства на любой стадии его развития напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы[1]. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищенности института семьи и каждого отдельного гражданина государства. Сегодня это явление требует глубокого изучения со стороны различных областей: педагогики, психологии, правоведения, юриспруденции и социологии. При решении рассматриваемой проблемы специалисту по социальной работе также необходимо обобщенное знание исторического опыта в указанной области. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность выбранной нами темы исследования: «исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот».

Объект курсовой работы - рассмотрение и изучение опыта оказания защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот.

Предмет – становление и развитие отечественного опыта защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот в досоветский, советский и постсоветский периоды.

Целью настоящей работы является анализ формирования, становления и развития защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение терминам «беспризорность» и «сиротство»;

- рассмотреть явление детской беспризорности и безнадзорности в историческом аспекте,

- охарактеризовать состояние детской беспризорности в России на текущий момент и обозначить основные причины ее возникновения.

Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы (18 источников).


Глава 1. Досоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными»[2].

Вот термин, который представлен в Википедии:

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[3].

Впервые в законодательстве определения понятия «беспризорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних»[4]. В ст. 1 «Основные понятия» дано следующее определение:

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

1.1 Архаический и период церковно-монастырский период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Детская беспризорность и сиротство как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества. В дохристианской Руси в родовой общине сла­вян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь.

С принятием христианства (988 год) связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться»[5].

Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту».

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. Поговорка того времени гласит: «Не постись, не молись, а призри сироту».

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России издревле, то есть и в пору язычества.

Таким образом, явление сиротства существовало и в те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом и вместе с тем происходит становление государственной политики заботы о детях. Развивается такая форма помощи осиротевшему ребенку как его усыновления или передача на опеку.

1.2 Период с XV до XVIII в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротски­е дома, которыми ведал Патриарший приказ. В его царствование в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было опреде­лено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни. В начале XVII века в трудное и «смутное» время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. Он «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». В Москву повалил нуждающийся и не нуждающийся народ. Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым. Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский.

Таким образом, «принципиально помощь бедным считалась делом не одних только частных лиц, но и правительственной власти».

1.3 Становление защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот с петровского периода до 1917 года.