Смекни!
smekni.com

Проблемы формирования этического сознания социального работника (стр. 2 из 5)

1.2. Сущность профессиональной этики

Понятия «мораль», «нравственность» встречаются повсюду, ими определяют как поведение и взгляды от­дельного человека, так и взаимоотношения внутри тех или иных коллективов людей. Эти понятия употребляют­ся для характеристики политических действий госу­дарств, правительств и отношений между народами; для оценки отдельных воззрений и даже при характеристике применения научных изобретений. Многозначное упо­требление понятий «мораль», «нравственность», «этика» имеет свое историческое объяснение и реальное обосно­вание в многообразии моральных явлений в обществе.

Мораль любой общественной формации складывается, прежде всего, из совокупности нравов, характеризу­ющих собой способы поведения людей данного общест­ва в тех или иных обстоятельствах жизни и показываю­щих состояние нравственных отношений данного общества. Нравы утверждаются и существуют в обществе при поддержке общественного мнения той или иной груп­пы людей и передаются от поколения « поколению по традиции в силу массовой привычки, ставшей обычаем. Моральное сознание проявляется в понятиях, убеж­дениях, оценках, поступках и оформляется в этических теориях. Вместе с тем следует отметить, что в понятие морального сознания включаются также моральные чув­ства, эмоции, в которых люди выражают свое отноше­ние к тому или иному поступку или общественному яв­лению.

Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. Рассматривая мораль со стороны ее регулятивной функции, обратим внимание на нравст­венные отношения в труде. В трудовой сфере нравственные отношения характеризуют собой те обязанности, ко­торые должен выполнять человек по роду своей деятель­ности. Эти нравственные отношения определяют содер­жание трудовой морали.[4]

В конкретных условиях труда и жизни представите­лей различных социальных групп и профессий основные моральные требования, существующие, господствующие в данном обществе, претерпевают ряд изменений, моди­фицируются. Причем если основой конкретных обязан­ностей представителей различных профессий являются общие для всех требования трудовой морали данного общества, то для той или иной профессии большую значимость приобретают также те требования морали, ко­торые дают специфическую характеристику нравствен­ным отношениям представителей данного рода деятель­ности; Поэтому реальные, конкретные формы поведения людей в обществе, складывающиеся в зависимости от взглядов и чувств каждой- личности, определяются как моральными принципами, господствующими в данном обществе, так и принадлежностью каждой личности к своему классу, а внутри его — к своему сословию, про­фессии. Эти специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной чести, чувством гордости за свой труд (трудовая честь метал­лурга, инженера, агронома и т. д.).

Для большинства профессий и специальностей предметом труда являются природные компоненты. Нравственные отношения в этих социальных группах отличают­ся той или иной степенью зрелости по отношению к мо­ральным ценностям и идеалам общества, а также неко­торыми практически операциональными сторонами их реализации. Имеются и такие профессии, где предметом труда является либо сама человеческая личность, либо целые социальные группы.[5] Это характерно для меди­цинской, научно-педагогической, юридической, культур­но-просветительной, воинской, дипломатической, полити­ческой, литературно-журналистской и другой деятельно­сти. Результаты труда представителей этих профессий оказывают серьезнейшее влияние на жизнедеятель­ность, личностные характеристики человека и на судьбы многих людей. К общим для всех профессий сторонам морали добавляется существенно новый компонент — нравственные отношения с теми людьми, которые вы­ступают предметом труда, что придает черты новой ка­чественной определенности всем характеристикам мора­ли представителей указанных профессий.

Резко увеличивается степень ответственности пред­ставителя указанных профессий, возрастает значение ак­тивности, самостоятельности в принятии решений в условиях самых различных конфликтных ситуаций, воз­никающих в труде и вне труда. Поэтому наличие высо­коразвитых и качественно-специфичных нравственных черт личности представителей указанных профессий рас­сматривается обществом как важнейшая сторона его профессиональной пригодности. Эти особенности трудо­вой морали были замечены очень давно и дошли до на­шего времени в понимании термина «профессиональная этика». Определить это явление можно следующим образом. Профессиональная этика — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

При рассмотрении данной проблемы особого внима­ния заслуживает положение Ф. Энгельса о том, что «...каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль...».[6] Это положение Ф. Энгельса свидетельствует о необходимости внимательно изучать не только нравственность тех или иных классов обще­ства, но и нравственные нормы, взгляды и отношения представителей различных профессий.

Что же касается возникновения профессиональной этики, то оно было обусловлено, прежде всего общест­венным разделением труда, возникновением различных видов деятельности, профессий. Повседневный опыт, не­обходимость в реальной жизни регулировать взаимоот­ношения людей в профессиональных коллективах приводили к созданию, оформлению требований и нормати­вов профессиональной этики.

Таким образом, профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

Глава 2. Проблемы формирования этического сознания социального работника

2.1. Профессиональная этика социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи­лософии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».[7]

Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю­щие перед человеком в его повседневной деятельности. По­скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы­вает практическую деятельность человека.

Трудовая деятельность человека является наиболее типич­ным и всеобъемлющим примером практической деятельнос­ти, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональ­ной этики - одной из фундаментальных теоретических ос­нов любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обес­печивающих взаимоотношения между людьми, складывающи­еся в процессе труда и вытекающие из содержания их про­фессиональной деятельности. Профессиональная этика вме­сте с тем - это нравственное самосознание профессиональ­ной группы, ее психология и идеология.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Пер­вые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на­чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В числе прочих требований к работни­ку указывается на необходимость добросовестного и качествен­ного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отноше­ние к труду - залог будущей высокой должности и богатства. Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов специалисты относят к периоду ремес­ленного разделения труда, т. е. к периоду возникновения ремес­ленных цехов в XI - XII веках. Именно в этот период констати­руют историки — в цеховых уставах появляются этические тре­бования, регламентирующие отношение к профессии, труду, то­варищам по работе и т. д.