Мнение близких ее интересует так же, как назойливые мошки, - слона. Оттуда ее непоколебимая убежденность в своей правоте? От преданности семейному делу! Она верой и правдой служит делу семьи!
Ради поддержания своего авторитета, Домашний Генерал не считает лишним время от времени напоминать мужу, кто в доме главный. Слов благодарности в репертуаре Домашнего генерала не отыщешь днем с огнем. Извинений и подавно! Зато упреки, язвительные замечания, нотации и колкости сыплются на голову домочадцев, словно из зенитной установки!
Шестая роль - Премудрая Наездница
С детства Наезднице запала в душу, сказка о Машеньке, которая ездила в берестяном коробе на спине у бестолкового медведя. Идея использовать мужчин в своих целях могла прийти в голову не иначе, как в этом нежном возрасте! Манипулируя благородными чувствами мужчин, эта воительница с удовольствием на них катается. Без мужчин она своей жизни не представляет! И вовсе не потому, что обожает любовные игры. В сущности, секс для нее безразличен. С помощью женской хитрости и сексуальных уловок ей удается привлекать кавалеров. Взамен она надеется получить социальную защищенность и гарантированный фейерверк оплаченных мужчинами развлечений.
Усердно играя роль законной супруги, Наездница без устали требует от мужа новых шубок, модной мебели, расширения жилплощади, заграничных путешествий. Новые приобретения лишь на мгновение вызывают у нее сметное ощущение, отдаленно похожее на удовлетворение.
Седьмая роль - Преданная Раба Быта
Целый день Раба слоняется из угла в угол, вытирая с мебели несуществующую пыль, поправляя криво оставленные тапочки и неровно повешенную одежду. День-деньской эта Домомучительница бегает как белка в колесе. Порочный круг – уборка дома, приготовление обеда, магазины, снова уборка – не могут разорвать ни желанный отдых, ни общение с близкими, ни развлечения.1
Женщины, работающие за деньги, как правило, должны по – прежнему исполнять традиционные женские обязанности по отношению к дому и семье, и при этом на рабочих местах они не считаются равными с мужчинами.
Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая женщина продолжает нести на себе бремя домашних забот и ответственность за детей. Отработав смену вне дома, женщина приходит домой и работает во вторую смену. Эта «вторая смена» является причиной «разрыва во время отдыха» между мужчиной и женщиной.
Высокая доля времени, которую женщина посвящает работе. Привело лишь к небольшому сокращению их семейных обязанностей, а количество времени, отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.
Исследования показывают, что женщины несут больше ответственности за ведение домашнего бюджета, чем мужчины. Традиционное «разделение труда» в доме создает женщинам проблемы и на рабочем месте 2
Глава 2.
Домохозяйки и работающие женщины.
Вопросы о положении женщин в обществе, о путях ее эмансипации всегда привлекали внимание прогрессивных ученых и мыслителей. Отмечая ее тяжелое положение в классовом антагонистическом обществе, они стремились не только объяснять его, найти причину этого явления, но и искали пути его разрешения. Так, в борьбе с феодализмом идеологи революционной буржуазии выдвинули лозунг о равенстве всех людей перед законом. Французские просветители обосновали программу буржуазной революции теорией естественного права, принадлежащего, согласно их учению, каждом человеку от рождения. Это право они распространяли и на женщин. Жан Жак Руссо требовал активного участия женщин в политической и, особенно, в законодательной деятельности. Он считал, что женщина такой же человек, как и мужчина, имеет те же право, как и он, естественные права.
Активно выступив против порабощенного положения женщин в капиталистическом обществе социал – утописты, в своих планах переустройства общества они не только признавали за женщиной право на равное положение с мужчиной, но и выдвигали идею общественного воспитания детей и заботы общества о женщине – матери.1
2.1. Социально - психологические проблемы домохозяек.
Многие люди воспитаны в убеждении, что место женщины у домашнего очага, но только 40% женщин проводят все свое время дома. Хотя на первый может показаться, что это очень хорошо, когда не надо идти на службу, было бы ошибочным считать. Что женщина, проводящая целый день дома, мало работает на самом деле среднестатистическая домохозяйка тратить на работу по дому от 48 до 70 часов в неделю. Более того, оплачиваемый труд приносит не только экономические, но и многие социальные потребности, такие как потребности в признании, уважении, статусе и стимуляции. Человеку, проводящему целый день дома удовлетворить эти потребности гораздо сложнее.
В 1963 году вышла книга Б. Фридман, в которой она использовала сочетание «особый дар женщины», желая подчеркнуть, что общепризнанный предрассудок о домохозяйке, как об успешной и социально благополучной женщине не всегда является верным.
Трудность, отмечает Фридман, состоит в том, что многие женщины ощущают неудовлетворенность и стыдятся этого, так как знают, что должны чувствовать, на сколько им повезло. Основная проблема состоит в том, что женщины в основном обслуживают нужды других, а иметь собственные им не полагается. Да, их роль важна, так как позволяет их детям и мужьям достичь чего-то в жизни. Но жить для других, это не тоже самое, что жить самому, и, тем не менее, считается, что это и есть присущий женщинам «особый дар», вершина женского бытия.
Другая проблема, связанная с ролью «хранительницы домашнего очага» состоит в том, что домохозяйка оказывается «выброшенной за борт», она стоит в стороне от важных событий жизни людей и потому не чувствует себя полноценным человеком.
Для фрустрации, переживающую многими женщинами, чьей единичной ролью оказывается роль домохозяйки, Тавриг и Эффер, ввели специальный термин – синдром домохозяйки.
Эффер отмечает, что домохозяйки часто чувствуют социальную изоляцию, она предполагает, что это осуществление усиливает такие факторы как, ограничение свободы передвижения, жизнь в природе, большое количество работающих женщин вокруг, постоянное внимание, которого требуют маленькие дети. Рост числа женщин, работающих на производстве, укрепление распространенного мнения в обществе о том, что те, кто остается дома, ведут праздный образ жизни, и такое снижение престижности домашнего труда еще больше увеличивает неудовлетворенность домохозяек. Возможно, именно по этому некоторые исследователи находят, что домохозяйки имеют более низкую самооценку, чем работающие женщины. В иных работах даже утверждается, что женщины, сидящие дома, более склонные к депрессии, чем женщины, работающие на производстве. Гоуль предположил, что домохозяйки более подвержены депрессии, так как их труд утомителен, однообразен и малопрестижен, а источник удовлетворения только один.
Однако другие исследователи не считают, что домохозяйки более склонны к депрессиям и менее удовлетворены своей жизнью, чем работающие женщины. Шихан пишет, что хотя неработающие женщины и находят свои домашние обязанности скучными и изолированы от общества, это не заставляет их страдать от психического дискомфорта, так как роль домохозяйки оставляет достаточно времени для увлечений и общественной жизни.
Эффер указывала, что с домашним трудом ассоциируются такие вознаграждения, как радость, доставленная любимым людям, удовлетворение от хорошо сделанной работы.
Пери- Дженкинс выявил прямую зависимость между степенью удовлетворенностью женщины своей ролью дома и на работе, и тем, какое значение она придает этой роли.
Мнения ученых о том, как роль домохозяек воздействует на женщин. Большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью. Согласно теории власти в семье, тот из супругов, кто обладает большими экономическими возможностями, обладает и большей властью. Финансовая зависимость от мужа делает ее менее влиятельной фигурой в доме, так как это «его» деньги и он – единственный, кто занят «настоящим» делом (поскольку труд женщины в доме не оплачивается, люди часто рассматривают его как более значимый, чем оплачиваемый труд).
Роль домохозяйки, «хранительницы домашнего очага» - вовсе не такая идиллия, как это представляется нам и те, кто в реальности играет эту роль, достойны большего влияния и уважения, чем они имеют 1
В исследованиях, связанных с анализом отношения женщин к своему социальному статусу, следует исходить, прежде всего, из того, что это социально – демографическая группа имеет свою сложную стратификацию.2
Женщины, занятые домашним хозяйством, представляют собой особую общность, имеющая свою структуру, свой мир ценностей и интересов.
Речь не идет о неработающих женщинах. Имеются в виду те из них, кто добровольно взял на себя роль «хранительницы домашнего очага» и рассматривает свою деятельность как нормальный образ жизни для себя.
Государственная социальная политика советского периода многие десятилетия рассматривала группу домохозяек, как неиспользованный резерв трудовых ресурсов. В общественном мнении целенаправленно формировалось отношение к подобному образу жизни как к ущербному. Поэтому не случайно женщины, занятие домашним хозяйством, при сравнительно высоком уровне удовлетворенности своей жизнью имели самую низкую оценку престижности своего общественного положения по сравнению с работающими женщинами.