Досуг большинства студентов недостаточно насыщен развивающими и творческими видами деятельности. Преобладающая ориентация на эпизодические, развлекательные, пассивные, зрительские виды досуга, организуемые в городской инфраструктуре досуга и в университете (КВН, фестивали художественной самодеятельности, дискотеки и т. п.) не составляют основы для систематического и творческого участия большинства студентов в культурной жизни университета и города. Некоторые виды студенческого досуга соприкасаются с опасными течениями в молодежной псевдокультуре, пропагандирующей индивидуализм, алкоголь, свободу секса и лежащей, по сути, в русле интересов алкогольного бизнеса и индустрии развлечений.
В отношении связи между учебой студента, с одной стороны, и здоровьем, с другой стороны, давно бытуют противоречивые стереотипы. Один из наиболее ранних стереотипов, следующий известной песенке вагантов, рисует облик юного «мученика науки», безнадежно теряющего свое здоровье в многотрудных попытках осилить великое наследие античных мудрецов. Близки к нему и анекдотические образы «студента-очкарика», далеко не богатырского телосложения, и «худосочной институтки»[22]. В противовес этим стереотипам в советский период в кинематографе и литературе, да и в повседневной жизни настойчиво формировались иные, памятные многим образы. Бодрый закаленный парень, оказавшийся на студенческой скамье после службы в армии. Девушка - «комсомолка, студентка, спортсменка и просто красавица». Им обоим не чужды одновременно и сложные науки, и общественная работа, и спорт, и нелегкий физический труд в легендарных студенческих стройотрядах. Социологические анализы соотношения учебы и состояния здоровья в жизни современных российских студентов позволяет утверждать, что связь между характером учебной деятельности и здоровьем существует, но она оказывается гораздо более сложной и не укладывается в приведенные выше стереотипы.
Успеваемость и самооценка здоровья оказываются взаимосвязанными, и это проявляется, в первую очередь, в наличии корреляции между показателями успеваемости, с одной стороны, и индивидуальной удовлетворенностью здоровьем, с другой. Очевидно что, студенты с более высокой успеваемостью обладают и более высокой самооценкой здоровья. Так, среди тех, у кого в учебе преобладают от
личные оценки, наверняка, вполне удовлетворены своим здоровьем. Среди «хорошистов» такая удовлетворенность своим здоровьем проявляется в меньшей степени. Напряженность учебного процесса в университете, очевидно, связана с образом жизни и здоровьем студентов. Разумеется, индивидуальные параметры напряженности крайне разнообразны, связаны с физическими, личностными и социально-экономическими характеристиками. Но одним из общих оснований оценки напряженности являются относительные показатели равномерности распределения учебной нагрузки в ряду с другими видами жизнедеятельности и, в частности, соотношение времени учебы и отдыха в общем бюджете времени студентов.Реальное распределение учебной нагрузки обусловлено двумя группами факторов[23]. С одной стороны, это внешние факторы: временная, техническая и нормативная организация образовательного процесса, планирование учебной аудиторной и самостоятельной работы студентов и их внеучебной, досуговой деятельности. Внешние факторы, разумеется, связаны с теми формальными рамками, которые налагаются учебным планом и графиком учебного процесса, особыми требованиями преподавателей и техническими условиями (например, доступностью литературы, лабораторий и пр.). С другой стороны, на распределение времени и видов деятельности студентов оказывают влияние внутренние факторы. Среди них важная роль принадлежит индивидуальной учебной мотивации и характеру ценностных ориентации студентов. Если в системе ценностных ориентации будущая профессия и подготовка к ней занимают второстепенное, место (а данные исследования подтверждают, что это характерно для значительной части студентов), то это лишь усиливает сложности, порождаемые внешними факторами. К числу внутренних факторов также относятся эмоционально-волевые характеристики личности и навыки самоорганизации, индивидуальная техническая и бытовая обеспеченность, обусловленная социо-экономическим статусом студента и его участием в разнообразных (позитивных или негативных) социальных связях и т. п.
Общая картина учебной деятельности с точки зрения распределения нагрузок и наличия времени для восстановления и отдыха вытекает из обобщенных ответов на вопрос «Насколько напряженной оказывается учеба для вас лично?». Несомненно, что наиболее оптимальной является такая ситуация, при которой учебная деятельность студента имеет систематический характер и сочетается с достаточными возможностями (экономическими, временными, физическими, социальными и др.)
Исследуя образ жизни студенческой молодежи необходимо упомянуть и о таких банальных, но очень важных вещах, как табакокурение, алкоголизация и наркомания. В данной курсовой работе эта проблема рассматривается, главным образом, с точки зрения социальных факторов этих губительных процессов. Курение охватывает около 35% студентов любого, даже медицинского университета, причем, в среднем каждый третий студент и каждая седьмая студентка курят ежедневно не менее 10 сигарет. Табачные биографии более чем каждого второго курильщика начинались еще в средней школе, а средний возраст начала курения составляет 15-16 лет. После поступления в вуз доля курильщиков заметно возрастает: если среди мужчин-курильщиков лишь каждый десятый пристрастился к табаку в вузе, то среди женщин - почти каждая пятая[24]. Значит, в вузе имеются для этого условия и нет реального противодействия. Каждые четыре из десяти курильщиков страдают от кашля, что вдвое превышает показатели, свойственные некурящим. Они также заметно чаще болеют, но одновременно и чаще уповают на самолечение, вдвое чаще проявляют невежественность по поводу правильного режима питания и пренебрегают регулярным и полноценным питанием, хотя уровень материального благосостояния курильщиков оказывается в среднем не ниже фоновых значений по всему массиву студентов вуза. Распространенность курения среди студентов оказывается статистически прямо связанной с их учебной успеваемостью: чем ниже успеваемость, тем выше доля курильщиков.
Алкоголизация достигает сегодня в среде российской молодежи такой степени массовости, что в качестве отклонения теперь следует признать отказ от алкоголя, трезвость. С точки зрения целей вуза как образовательной системы и одного из региональных очагов культуры не может не вызывать беспокойства то, что лояльность к алкоголю статистически сочетается с отсутствием интереса к учебе, беспечным отношением к собственному здоровью, приниженной ценностью жизни (когда речь заходит об иных более модных девиациях - наркотиках или суициде). Студенчество и алкоголь - традиционная тема. На нее давно уже обращено пристальное внимание отечественных исследователей поведения молодежи и отклоняющегося поведения. В виде традиции алкоголь укоренялся на протяжении десятилетий в вузовской и академической среде, как и во всем российском обществе. Широко разделяемым было его публичное употребление в разнообразных ситуациях - на профессорских приемах, юбилейных банкетах и товарищеских ужинах по поводу окончания обучения или защиты диссертаций. Публичный, характер некоторых традиций означал легитимизацию «культурного употребления» алкоголя. Немаловажно и то, что «культурному употреблению» и, таким образом, традиционной алкоголизации подыгрывают местные производители пива и водки. Некоторые из них выступают в роли спонсоров престижных образовательных учреждений. И таким путем становятся «добрым другом» студенческой молодежи.
Наркомания, являясь медицинским диагнозом, одновременно оказывается и усиливающимся фактором негативных социальных, культурных и экономических изменений в молодежной и студенческой среде, а потому заслуживает самого пристального внимания и грамотного, решительного и настойчивого действия. Особый статус проблемы наркомании, на фоне других вредных привычек, рассмотренных выше, не подлежит сомнению, хотя часто не вполне осознается даже теми, кто по должности своей, профессионально занимается ее решением. Весьма привычным является выделение медицинского и социального аспектов проблемы. С медицинской точки зрения специалисты обычно характеризуют морфологию наркомании как заболевание, как психофизиологическую патологию. С социальной точки зрения в наркомании отмечают ее социальную обусловленность, т.е. всегда сопутствующие ей признаки социального отчуждения, изолированности, разрыва связей в обществе, личностного кризиса. И это совершенно справедливо.