Смекни!
smekni.com

Динамика потребностей человека от младенчества до старости (стр. 5 из 5)

3. 2. Дошкольный возраст.

Мы часто объясняем развитие ребенка развитием его интеллектуальных функций, т. е. перед нами всякий ребенок предстоит как теоретическое существо, которое в зависимости от большего или меньшего уровня интеллектуального развития переходит с одной возрастной ступени на другую. Не учитываются потребности, влечения ребенка, побуждения, мотивы его деятельности, без которых, как показывает исследование, никогда не совершается переход ребенка с одной ступени на другую. В частности, мне кажется, что и анализ игры надо начинать с выяснения именно этих моментов. По-видимому, всякий сдвиг, всякий переход с одной возрастной ступени на другую связан с резким изменением мотивов и побуждений к деятельности.

Нельзя не видеть того, что ребенок в игре удовлетворяет какие-то потребности, какие-то побуждения и что без понимания своеобразия этих побуждений мы не можем представить себе тот своеобразный тип деятельности, которым является игра. В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Ребенок раннего возраста имеет тенденцию к непосредственному разрешению и удовлетворению своих желаний.

Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка.

Мне кажется, что если бы в дошкольном возрасте мы не имели вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы игры. Исследования показывают, что не только там, где мы имеем дело с детьми интеллектуально недостаточно развитыми, но и там, где мы имеем недоразвитие аффективной сферы, игра не развивается. Мне кажется, что с точки зрения аффективной сферы игра создается при такой ситуации развития, когда появляются нереализуемые тенденции.

Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. При этом меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка к среде.

3. 3. Подростковый возраст.

Отношение субъективного и объективного моментов внутри самой структуры влечений и интересов, изменение внутренней системы потребностей и побудительной силы, окружающих вещей находит отчетливое выражение в истории интересов переходного возраста.

Игра есть самовоспитание; то, что соответствует ей у подростка, есть сложный и длительный процесс превращения влечений в человеческие потребности и интересы. Не арифметическое среднее между ними, а сложный и реальный синтез одного и другого, превращение влечения в интерес составляют реальный ключ к проблеме переходного возраста.

Задача самопознания, подготавливаемая пониманием других людей и овладением категорией психологического, приводит подростка к тому, что его внимание все более и более направляется в сторону внутренней жизни. Разделение внутреннего и внешнего мира становится для подростка необходимостью в связи с теми потребностями, с теми задачами, которые выдвигает перед ним развитие.

В этом именно возрасте выступают со всей отчетливостью отношения истинных биологических потребностей организма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем интересами. Нигде с такой ясностью в развитии ребенка не проступает перед нами тот факт, что созревание и оформление известных жизненных влечений являются необходимой предпосылкой для изменений интересов подростка.

В интересующем нас сейчас онтогенетическом плане мы также должны отличать социально-культурную линию в развитии и формировании потребностей ребенка и подростка от биологической линии развития его органических влечений. В особенности это важно по отношению к переходному возрасту.

В данном разделе контрольной работы мы отразили потребности от младенчества до подросткового возраста, более старший возраст отражен в первых двух разделах контрольной работы.


4. Заключение.

Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.

Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека.

Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных индивидов формируются духовные эстракты о чудесном мистическом перевоплощении человека в некое бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и общественных отношений.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Извращенные потребности для овладения человеком не требуют больших усилий, они возникают спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных принципов, где люди разучились управлять потребностями.

Глубина различия между возвышенными и извращенными потребностями выражена в притче о Сократе. Известно, что Сократ проводил свои философские беседы на полянах, его слушатели были мужчины. Однажды к нему подошла женщина легкого поведения и сказала: Вы им рассказываете о высоких материях, а стоит мне поманить пальчиком, и каждый из ваших слушателей побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы правы, побежит за вами, потому что вы ведете вниз, а я веду вверх, а вниз идти легче, чем вверх.

Стало быть, в зависимости от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса.

Другая часть людей выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира.

Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В не меньшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности от младенчества до старости.


5. Список использованной литературы:

1. Бережной Н. М. Социальная философия. Ч. I. 1996 г.

2. Буева Л. П. Человек: деятельность, общение. М. 1974.

3. Гегель. Философские права. Соч. Т. VII. 1934 г.

4. Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990.

5. Здравомыслов А. Г. Потребности, ценности, интересы. М. 1986.

6. Иванов В. П. Человеческая деятельность: познание и искусство. Киев.1977.

7. Каган М. с. Человеческая деятельность. М. 1974.

8. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма. П.С.С. Т. 23.

9. Маргулис А. В. Проблемы потребности в историческом материализме. Белгород. 1972.

10. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М. 1972.

11. Маркс К. Экономические рукописи 1858-59 гг. Соч. Т. 46, ч. 1,с.39, 189,281.

12. Обуховский К. Психология человеческих влечений. М. 1971.

13. Парсонс Т. Структура социального действия. Нью-Йорк. 1949.

14. Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности.М.1972.

15. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М. 1972.

16. Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М. 1967.

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21.