Смекни!
smekni.com

Социология как наука 4 (стр. 4 из 8)

Другие люди – это психологические зеркала, в которых формируется социальное «Я» человека. Личность – это совокупность психологических реакций человека на мнение о нем окружающих, его «Я» - это воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на других. То есть, «Я» - это синтез социального и индивидуального в человеке.

5. Социальные институты, общности, организации, группы.

Социальные институты.

Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему определяется в социологии как институционализация. Ее результатом является формирование социальных институтов.

Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Не все социальные отношения в своем развитии превращаются в институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами, социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институционализации обусловлен исторически: в различные периоды истории на первый план могут выходить различные общественные потребности, что непосредственно отражается на содержательной части социальных институтов.

Можно выделить несколько этапов, присущих становлению социальных институтов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. признание их общественной значимости.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях, создание механизма социального контроля.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Виды социальных институтов выделяют в соответствии с основными сферами или структурными составляющими общественной жизни (экономика (институт частной собственности, финансовая система), политика (государство, партии), право, культура, религия, семья и т.д.).

Институты могут быть либо формальными, либо неформальными. Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав).

Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития. Их можно рассматривать с двух сторон: с внешней (формальной) и внутренней (содержательной). С формальной стороны большинство социальных институтов представляют собой совокупность организаций, учреждений, зданий, помещений, различного рода приспособлений (аппаратура, столы, средства связи и т.п.), а также людей, ориентированных на выполнение определенных социальных функций и задач. Содержательную сторону составляет комплекс норм, целесообразно ориентированных стандартов поведения людей, призванных выполнять социальные функции данного института. Содержательная часть – определенное поведение людей в конкретной ситуации – должна соответствовать формальной. Образно говоря, пироги должны печь пекари, сапоги – тачать сапожники. Так, юстиция (как социальный институт) внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Социальные институты, независимо от того, какие социальные отношения они отражают, выполняют общие институциональные функции. В самом общем виде любой социальный институт нацелен на удовлетворение социальных потребностей индивидов. Способы и пути достижения этой цели и составляют явные функции социальных институтов.

1. Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений. Общество как социальная система через социальные институты устанавливает нормы и правила поведения индивидов, закрепляемые соответствующими документами. Это обеспечивает стабильность в обществе и возможность развития индивида как личности.

2. Коммуникативная функция. Она необходима для поддержания деятельности социального института на должном уровне и осуществления внутренней взаимосвязи всех его частей. Кроме того, всякий социальный институт заинтересован в получении внешней информации о деятельности других социальных институтов.

3. Интегративная функция (функция сохранения целостности института). Данная функция направлена на обеспечение в ходе институционализации сплочения, укрепления внутренних и внешних связей между членами коллектива. Функция состоит из трех основных элементов:

- консолидация или совмещение усилий;

- мобилизация частных ресурсов членов группы для достижения общих целей;

- совместимость личных целей индивидов с целями других или группы в целом.

4. Регулятивная функция. Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Основным институтом, призванным воспроизводить общие образцы поведения является институт культуры.

5. Транслирующая функция.

Наряду с явными, устоявшимися функциями социологи выделяют также латентные функции. В основном это функции, проявляющиеся в процессе институционализации, но не основополагающими для данного процесса. Важность выявления и изучения латентных функций различных социальных институтов заключается в том, чтобы вовремя поддержать их, если они помогают развитию социальной системы, или взять под контроль в случае негативных последствий их деятельности для существования системы в целом. (2, 111)

Социальные общности.

Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. В процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новые качества ранее независимым друг от друга индивидам – создают «коллективное единство» (термин П.А. Сорокина), которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, совокупность верующих – религиозную общину и т.д.

Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность». По мнению Дж. Хиллери-младшего, проанализировавшего 94 определения социальной общности, сам этот термин имеет многозначный характер и выступает синонимом понятия общества, социальной организации или социальной системы. Авторы, пользующиеся понятием «социальная общность», называют три характерные для него черты: а) территорию; б) социальное взаимодействие; в) наличие прочных связей между индивидами.

Американский социолог Б. Мерсер в книге «Американская общность» писал: «Человеческая общность – это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы».

В Кратком словаре по социологии в качестве социальной общности рассматривается «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения». Согласно трактовке другого, так называемого «большого» словаря, социальная общность – это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы – они». У членов общности вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним.

Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рамках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Каждый индивид является членом как минимум нескольких из них.