Санкт-Петербургский государственный университет
информационных технологий, механики и оптики.
ИМБиП
Реферат
По дисциплине: «Социология.»
На тему: «Социометрия Джекоба Леви Морено.»
Выполнила студентка 2ого курса
Группа 2440
Перова А.С.
Проверил: _________________________
Оценка:____________________________
Подпись:__________________________
«___» ____________________ 2011 год
Санкт- Петербург
2011 год
Социометрия Джекоба Леви Морено.
Джекоб Леви Морено родился 6 мая 1889 года в Бухаресте (Румыния) в семье испанских евреев, он был старшим из шести позже появившихся на свет братьев и сестер. Морено, известный склонностью к мифотворчеству, в своей «Автобиографии» так описывал историю своего рождения:
“Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Черному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы…Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределенности берет начало неопределенность моей жизни и моего гражданства…Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям.”
Большинство последователей Якоба Леви Морено предпочитают именно эту версию его рождения. Однако, если строго следовать фактам, то Морено родился 18 мая1889 года в Бухаресте (Королевство Румыния) в семье сефардскихевреев из Оттоманской империи. Отец Морено, Морено Ниссим Леви из Плевны (также Морену Нисим Леви, 1856—1925), был купцом, чьи родители в свою очередь перебрались в Плевну из Константинополя.
В 1925 году, вскоре после смерти отца и по прибытии в США, Якоб Морено Леви возьмет имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Леви Морено («Морену» по-еврейски означает «Учитель»). Мать Морено, Паулина Янку Вольф (1873—1933), происходила из Калараша.Морено был старшим из шести братьев и сестер. Разговорным языком в семье был ладино.
Как и рождение Морено, его детство окутано легендами, из которых примечательна одна, имеющая непосредственное отношение к психодраме. Однажды Якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: «Я буду Богом, а вы — моими ангелами». Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев «небо». Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Мальчик попытался лететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как «психотерапию павших богов».
В 1895 году семья переезжает в Вену (Австрия). После того, как родители в 1905 году переезжают в Берлин, 14-летний Якоб Леви остается в Вене, и больше никогда не живет вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит перед статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение:
“Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как мое: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошел? И я выбрал вселенную — не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Мое решение означало, что все люди — это мои братья и сестры, что все матери и отцы — это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, — это мои дети, а все женщины — мои жены, что все имущество этого мира — мое имущество, и, напротив, все что есть у меня, принадлежит всему миру.”
Следствием этого озарения стало стойкое убеждение Морено, что «истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества». Это высказывание Морено часто воспринимают как броскую фразу. В действительности же это — фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии, социометрии и психодрамы.
В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана еще одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:
“«Доктор Фрейд, — ответил я, — я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся…”
В ответе самоуверенного молодого человека можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы. Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено.
Психодрама как метод психотерапии формировалась долгие годы. Ее формированию в немалой степени способствовал растущий интерес Морено к театру. В студенческие годы Морено проводит несколько «стихийных психодрам», он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке.
Важным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа Морено с венскими проститутками (1913 год). Совместно с врачом В.Грюеном и журналистом К.Кальбертом он создал группы по 8-10 девушек в каждой, которые встречались 2-3 раза в неделю для обсуждения проблем, возникающих в их жизни. Вот выводы, которые сделал Морено в результате этой работы:
“Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2)у группы есть своя структура, и стоит о ней узнать как можно больше;) групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4)проблема автономности и безымянности…В групповой терапии существует тенденция к безымянности ее членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое.”
В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и прочее, то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией.
Параллельно с теоретическими взглядами Морено оформляются и его философские взгляды. В 1914-15 годах тремя книжками издается сборник «Приглашение к встрече», в общих чертах отражающий философию Морено.
В 1917 окончил Венский университет, получил диплом врача. С 1918 года начинает выходить журнал «Daimon», редактором, а затем и совладельцем которого стал Морено. В журнале публиковались самые известные люди Европы. Сам Морено в 1920 году опубликовал в этом журнале свою работу «Слова Отца», являющуюся, по мнению биографов Морено, итогом его развития, манифестом его ранней философии встречи и философии творчества.
В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, еще не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом. Первый опыт связан, по-видимому, со случаем мужчины, решившего покончить с жизнью. Морено со своей подругой, Марианной Лорницо, предотвратил самоубийство, разыграв фантазии пациента. Но окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии связывают со «случаем Барбары» (1922 год). К Морено обратился Георг, муж молодой актрисы по имени Барбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. По его словам, дома, наедине с ним, она становилась настоящей фурией: грязно ругалась и бросалась на него с кулаками. Морено предложил Барбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенером. Барбара ругалась как матрос, потом убегала от разъяренного сутенера, пока не была им «убита». Публика была шокирована, но Барбара чувствовала себя счастливой. После этого она стала играть роли проституток, преданных жен, озлобленных любовниц. Постепенно менялось ее поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. Через некоторое время они начали играть на сцене вместе с Георгом, сначала отыгрывая то, что происходило у них дома, а затем проигрывая воспоминания детства, фантазии и планы на будущее.
“Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроем в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые. Я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объяснял им, как произошло их исцеление.”
В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.
В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1 апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление с треском провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.