Смекни!
smekni.com

Отклоняющееся поведение 2 (стр. 1 из 5)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ ПО ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ПРАКТИКЕ
И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ».

НА ТЕМУ:

«ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»

Выполнила:

Студентка 5 курса

специальности

социологии культуры

Данилова Яна Вячеславна.

Научный руководитель:

Консультант:

доктор социологических наук,

профессор Сафронов Игорь

Павлович.

Москва – 2010г.

Цель лекции: дать общее представление студентам об отклоняющемся поведении, показать его формы и проявления.

Задачи лекции:

1. Показать связь отклоняющегося поведения с нормами и ценностями общества.

2. Дать определение девиантному поведению и раскрыть его суть

3. Дать определение деликвентному поведению.

4. Рассмотреть криминальное поведение

5. Научить различать такие типы отклоняющегося поведения как девиантное, крминальное, деликвентное.

Целевая аудитория: студенты второго курса дошкольного факультета МПГУ.

Технические средства: доска, мел, проектор.

Вид лекции – очередная.

План лекции:

1. Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение

2. Девиантное поведение

3. Деликвентное поведение

4. Криминальное поведение

Введение.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Отклонение в поведении является естественным условием развития человека, и в этом заключается актуальность его изучения.

1.Социальные нормы и ценности и отклоняющееся поведение.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об­разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

· нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

· правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони­
рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза­
тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это
всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом
конкретном обществе существует только одна правовая система;

· религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо
установленные религиозными организациями;

· политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,
отношения между гражданином и государством и т.п.;

· эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельст­вуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регулято­ров заключается в следующем:

1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ­ком смысле слова;

2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;

3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить
сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит:
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно­шению к тебе».

К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества-с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.

Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как-насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.